Need for Speed (Жажда скорости, NFS) является самой известной гоночной франшизой, которая насчитывает более двух десятков игр и берет свое начало еще с 90-ых годов. Данная серия известна во всем мире и для многих является эталоном аркадных гонок. На текущий момент все права на данную франшизу принадлежат компании Electronic Arts, которая и занимается выпуском новых частей. В чем же феномен данной серии и почему она стала так популярна и известна? Давайте попробуем разобраться.
Истоки NFS
Первая часть этой огромнейшей франшизы вышла аж в 1994 году. Вопреки современным канонам первая часть была по большей части не аркадными гонками, а аркадным симулятором, в котором присутствовали лицензированные авто с подробными характеристиками. Однако, в игре было множество трасс, режимов и конечно же возможность погони с полицией, которая так понравилась многим геймерам и в дальнейшем стала визитной карточкой игры. Также в первой части NFS был неплохой многопользовательский режим с возможностью соревноваться друг с другом посредством разделенного экрана, который также высоко оценили геймеры и критики. Первая игра заложила основы серии, и в дальнейшем разработчики ориентировались именно на особо успешные механики Need for Speed 1994 года (разделение автомобилей на классы, погони с полицией, тюнинг и т.д.). Однако, были и изменения в последующих играх. Так, последующие части франшизы были более аркадными и уже никак не напоминали симулятор.
Пик успеха серии
По мнению многих фанатов серии и критиков одними из самых успешных игр серии являются такие части NFS, как: Need for Speed: Underground (2003), Need for Speed: Underground 2 (2004) и Need for Speed: Most Wanted (2005). Эти части максимально точно отражают дух серии, они являются наиболее успешными как с точки зрения разработки, так и с точки зрения продаж, а многие отечественные геймеры начали свое знакомство с франшизой и с гонками в целом именно с этих игр.
В чем же успешность этих игр и почему именно с ними у всех ассоциируется вся серия и даже сейчас многие предпочитают не проходить последние части, а поиграть в Underground 2 или Most Wanted. Дело в том, что в этих играх было все то, за что фанаты так любят серию и что немало важно – все эти механики гармонично сочетались друг с другой и хорошо работали. Дух уличных гонок, с погонями от полиции и возможностью разрушить некоторые постройки в городе сильно увлек множество игроков. Прибавьте к этому еще хорошую на тот момент графику, великое множество лучших лицензированных автомобилей, хороший тюнинг, разнообразие трасс, заезды с боссами, несколько игровых режимов с мультиплеером и конечно же потрясающий саундтрек, которого нет и возможно никогда не будет ни у одной современной гоночной игры. Все эти факторы оказали решающее значение на восприятие и успех игры, поэтому данные части можно запросто считать эталонными в серии и сочетающие в себе все самое лучшее что есть во франшизе Need for Speed.
Эксперименты и последние игры
Однако, ничто не может длиться вечно. Чтобы новые части были интересными и все также вызывали восторг у игроков и критиков необходимо было внести какие-то изменения в последующие игры, ведь даже самые лучшие механики приедаются, а геймплей в каждой новой игре должен иметь что-то новое. Разработчики стали экспериментировать с игровым процессом и сеттингом. После Most Wanted в 2006 году вышла Carbon, которая хоть и не была столь успешной, но все же снискала признания аудитории. А вот потом начались проблемы. В ProStreet 2007 года нелегальные уличные гонки сменились официальными соревнованиями, и подобный формат не особо понравился геймерам. Потом была Undercover 2008 года, которая вернулась к тематике нелегальных гонок, но из-за простоты геймплея и отсутствия некоторых ключевых механик считается одной из худших игр в серии.
Последующие части серии хоть и были лучше той же Undercover, но успех самых лучших игр серии все же повторить не смогли. Многими поклонниками и любителями гонок эти игры воспринимались как “просто очередная игра известной франшизы”, где есть как и свои плюсы, так и свои минусы, но вот восторга как самые культовые игры серии они точно не вызывают. Из последующих частей следует разве что отметить весьма необычный проект Need for Speed: Most Wanted (2012), которая является перезапуском игры 2005 года и Need for Speed (2015), которая была попыткой перезапустить серию и принести в нее все то, за что игроки полюбили эту франшизу, но вышло довольно неоднозначно. Перезапуск же Most Wanted прошел успешно, что как бы намекает на то, что прошлые игры были в разы лучше современных аналогов и единственное что остается, так как это перезапускать культовые части франшизы.
Что мы имеем на сегодняшний день?
Самой последней частью франшизы является Need for Speed Heat, вышедшая 8 ноября 2019 года. Разработкой игры занималась Ghost Games, которая до этого уже работала над созданием трех частей серии: Need for Speed: Rivals 2013 года, Need for Speed 2015 года и Need for Speed: Payback 2017 года. Как и прошлые части франшизы новая игра является также неплохим проектом, но, увы, дух серии она уже вряд ли вернет и смотрится не более чем неплохой гоночной игрой со своими плюсами и минусами. Действие Heat разворачивается в городе Палм-Сити, а игроку предстоит зарабатывать деньги в дневных заездах и репутацию в ночных нелегальных гонках.
Фильм по игре
Как и множество успешных игр, гоночная франшиза давно привлекала внимание множества режиссеров и продюсеров из киноиндустрии. Серию игр давно хотели экранизировать и вот в 2014 году выходит на экраны Need for Speed: Жажда скорости с Аароном Полом в главной роли. Хоть и фильм имел коммерческий успех (отчасти благодаря многочисленным фанатам игр серии), сама кинокартина получилась довольно средней и мало что имеет общего с любой из частей серии. Если говорить объективно, то фильм представляет собой не более чем хороший боевик про гонки, который привлек большое внимание из-за связи со знаменитой серией гоночных игр.
В заключение
Возвращаясь к игровой серии Need for Speed хочется сказать, что она по праву считается культовой в игровой индустрии, а самые успешные ее проекты эталонами аркадных гонок с неплохим сюжетом, хорошим саундтреком и множеством увлекательных игровых механик, вроде тюнинга, заездов с боссами и различных режимов. Хоть и на текущий момент последние части серии смотрятся довольно блекло по сравнению с играми середины нулевых, хочется верить, что нас еще ждут несколько частей серии NFS, которые смогут пусть и не превзойти, но хотя бы сравниться с лучшими ее играми. А всем, кто по какой-либо причине еще не знаком с франшизой Need for Speed лучше как можно скорее сыграть в одну из ее игр, желательно начав с Underground или Most Wanted.