Часть – 1: Правильный старт
Как лучше начать играть?
Изначально локация, на которой будет стоять город в самом начале игры, будет не слишком комфортной для дальнейшего проживания. В наличии будет маленькое количество выживших людей, а единственные строения, которые будут доступны для строительства – это пункт для сбора и хранения ресурсов + реактор. При этом все оставшиеся в живых люди, по сути, будут бездомными. Тем не менее, этот момент игрового процесса не будет стоять в приоритете сначала. К тому же, учтите, что за пределами действия зоны реактора, нельзя будет строить палатки – это самые дешёвые и основные виды жилья для людей.
Что лучше всего делать в начале игры?
Первая и основная цель в начале прохождения – это добыча угля. Необходимо обеспечить колонию доставкой ресурсов. При этом особое внимание нужно уделить добыче угля. Так что первым делом следует нанять максимальное количество рабочих для добычи этого сырья. Благодаря этому вы сможете накопить нужно количество угля.
Кроме того, важную роль в игровом процесс и обустройстве играет древесина. Древесина необходима в первую очередь для строительства, а также является важным ресурсом при исследованиях. Необходимо нанять хотя бы 2-х из 3-х рабочих из максимального числа для добычи этого ресурса. Изначально древесина будет полезна лишь для строительства более дорогостоящих строений, которые в свою очередь обеспечивают лучшую защиту от убийственного холода. Однако чуть позже этот ресурс потребует в невероятно больших количествах, поэтому запасаться им следует с самого начала выживания.
Запомните, что Реактор (огромное строение в центре) – это «сердце» всей вашей новообразовавшейся колонии. Как только получите достаточное количество угля, сразу же запускайте механизм. Изначально реактор создаст лишь небольшую территорию, которая отапливается. Реактором следует воспользоваться для создания, в первую очередь, палаток, медицинских пунктов и зданий, в которых будет производиться пища. Постарайтесь не строить здания, которые не требуют тепла.
Напоследок следует знать о том, что все здания (абсолютно все), должны быть связаны с реактором дорогами. Именно поэтому их важно расширять. Кроме того, важно построить дороги, которые будут вести к ресурсам – это тоже очень важный момент. Если этого не сделать, тогда рабочие будут идти через снег, существенно замедляющий передвижение людей. Таким образом, соответственно, снижается и скорость поставок ресурсов.
Необходимо обеспечить колонию пищей
Помимо всего того, что было сказано выше, немаловажное значение имеет пища для людей. В самом начале будет дано определённое количество еды, причем, которая должна будет приготовлена в отдельно отведённом для этого здании – в кулинарном доме. Однако стартовой пищи не хватит на долгое время, именно поэтому следует скорее построить хижины охотника и нанять максимальное количество (доступное) рабочих. Вдобавок полезно будет выпустить закон «Суп», который содержится в книге законов. Счастье будет снижено, но за то откроется более эффективный способ приготовления пищи в кулинарном доме, что существенно снизит риск того, что люди начнут голодать.
Запомните, что голод и холод – это две самые основные угрозы на данном этапе игры. Важно регулярно проверять, имеется ли достаточное количество предметов для снабжения и необходимый уровень тепла.
[1]. «Да, начало игры не сильно обнадёживает». [2]. «Пройдя через снег, люди тем самым создают тропинки».
Часть – 2: Полезные общие советы
Сразу отмечу, что не стоит ускорять время в течение всего рабочего дня. Потому что именно в такие моменты, как правило, возникает наибольшее количество проблем, которые из-за ускорения можно запросто пропустить. К примеру, можно упустить момент, когда ресурсные запасы истощены. В таком случае будут проблемы. Они могут выражаться самым разным образом. Но, так или иначе, будет замедленно развитие вашего города и начнётся негативное влияние на моральных дух жителей. Лучше всего ускорять время в ночное время суток.
Учтите, что если задумаете принять какой-нибудь закон, благодаря которому можно будет разблокировать определённую постройку, тогда придётся для этого выполнить задание. Причём в ходе прохождения этого задания за определённое время нужно будет ещё возвести это самое здание. Так что если у вас не будет достаточного количества ресурсов для постройки, тогда лучше всего потерпеть с принятием закона.
Помимо этого, игра периодически будет давать задания, в ходе прохождения которых нужно будет решать серьёзные проблемы. Чтобы их увидеть, необходимо щёлкнуть по значку в виде «Песочных часов» (рядом с данным заданием). Такие задачи могут быть и проигнорированы. Поскольку спустя определённое количество времени значок «Песочных часов» банально исчезнет. Но эти задачи можно и выполнить. Если вы сделаете то, что от вас требуется, тогда появится три варианта: первый – согласится с тем, чего хотят от вас жители; второй – поднять требования; третий – отказать. Стоит отметить, что парой лучше не выполнять все подобные задания. Потому что если, например, вы согласитесь решить проблему, но не уложитесь в отведённое время, тогда недовольство ваших граждан резко увеличится.
Всегда необходимо помнить о том, что все рабочим требуется определённое время для работы. Например, здания, в которых занимаются добычей ресурсов, не работаю с 18:00 до 08:00. И это особенно опасное для вашего реактора. Потому что если за всё это рабочее время не получится добыть достаточное количество угля, реактор банально перестанет работать. А это уже влечёт за собой приостановку в работе зданий, которые нуждаются в отоплении. В критических ситуациях люди могут замёрзнуть и впоследствии погибнуть.
Постарайтесь беречь инженеров. Только исключительно в редких случаях можно задуматься над тем, чтобы отправить их работать в здания, где могут заниматься работой вполне обычные рабочие. Потому что их следует беречь для тех строений, в которых способны работать исключительно инженеры.
Жители колонии могут не только болеть, но и столкнуться с нечастными случаями. В таких случаях им необходимо предоставить качественную медицинскую помощь. Постройте медицинский пункт и внимательно подумайте о том, какие указы следует применить из книги законов (какие будут полезны).
В нижней части экрана можно наблюдать за мнением своих подопечных. Ориентируясь на это табло, можно узнать о состоянии города или же о том, как они реагируют на какой-нибудь принятый закон. За мнение горожан нужно следить внимательно, потому что, в отличие от шкалы надежды и шкалы неудовлетворённости, они дают точную информацию о том, что вообще необходимо сделать.
Одно из самых важных зданий – мастерская. Суть в том, что именно оно позволит открыть древо технологий, которое впоследствии потребуется для получения новых построек и реакторов. Так что именно по этой простой причине мастерскую необходимо построить как можно быстрее и не тянуть со строительством.
Нажимать на здание, чтобы проверить то, сколько же внутри работает рабочих, не нужно. Достаточно просто уменьшить масштаб при помощи камеры и благодаря этому вы сможете узнать все самые важные детали, которые касаются строений.
[1]. «Когда будете принимать очередное важное решение, следует обязательно подумать обо всех минусах и плюсах выбора». [2]. «Учтите, что мнения жителей города максимально точно, поэтому на них можно опираться. Они выражают точное отношение к вам».[3]. «Помните, что всё информация о зданиях находится буквально под вашей рукой».
Часть – 3: Всё о зданиях
В Frostpunk можно строить самые разные здания. И все они делятся на определённые категории, которые описывают их основную задачу. Само собой, далеко не все здания будут доступны для строительства в самом начале игры. Определённая часть из этих зданий будет доступна после исследований, либо же после выдачи некоторых законов.
Здания базового типа
- Постройка: «Палатка» (Для людей). Представляет собой базовое жильё. Вмещает до десяти человек. Строение абсолютно не устойчиво к суровым погодным условиям. Поэтому и построить можно исключительно в зоне действия реактора, где, собственно, тепло.
- Постройка: «Общежитие для рабочих» (Для людей). Это уже более продвинутое жильё, но абсолютно также вмещает десять человек. За то устойчиво к погодным условиям, поэтому и строить можно это здание за пределами действий реактора и соответственно тепла.
- Постройка: «Медицинский пункт» (Здоровье). Представляет собой маленький лазарет. Одновременно в этом здании можно обеспечить уход сразу за пятью больными. Построить можно лишь только в той зоне, где тепло.
- Постройка: «Походная кухня» (Еда). Здание, где можно превратить сырую пищу в какие-нибудь съедобные блюда. Построить можно лишь в зоне тепла.
- Постройка: «Охотничья хижина» (Еда). Благодаря этому зданию можно будет добывать сырую пищу, при этом исследуя земли, которые лежат за пределами вашей колонии.
- Постройка: «Хранилище ресурсов» (Ресурсы). Типичный склад, где можно будет хранить ресурсы, но лишь один тип.
- Постройка: «Пункт сбора» (Ресурсы). Ещё один тип склада, который от предыдущего отличается тем, что тут можно будет хранить абсолютно все типы ресурсов.
- Постройка: «Мастерская» (Технологии). Благодаря этому зданию можно будет разблокировать обширное древо технологий. А вот внутри уже можно будет проводить разнообразные полезные исследования.
Разблокируемые здания
- Постройка: «Приют для детей» (Для людей). В этом месте дети могут проводить своё время, пока их родители работают. Приют можно построить лишь в зоне тепла. Чтобы разблокировать это здание, необходимо принять соответствующий указ, который содержится в книге законов.
- Постройка: «Боевая арена» (Для людей). В этом месте организуют развлекательные бои. Благодаря этому строению можно приостановить рост недовольства среди горожан. Как обычно, чтобы разблокировать здание, необходимо принять соответствующий указ в книге законов.
- Постройка: «Трактир» (Для людей). Трактир – это публичный дом. Как и положено, в этом месте горожане могут развлекаться. Опять-таки позволяет приостановить рост недовольства среди горожан. Чтобы разблокировать здание, нужно принять соответствующий указ в книге законов.
- Постройка: «Кладбище» (Для людей). В этом месте можно хранить мёртвых. Чтобы разблокировать здание, нужно принять соответствующий указ в книге законов.
- Постройка: «Приют для неизлечимо больных» (Здоровье). Тут можно обеспечить уход за неизлечимо больными, забирая людей из медицинского пункта. Построить можно лишь в зоне тепла. Чтобы разблокировать здание, нужно принять указ в книге законов.
- Постройка: «Лесопилка» (Ресурсы). Благодаря этому зданию можно будет разрезать замороженные деревья, но для строительства здания потребует для начала мастерская.
- Постройка: «Маяк» (Технологии). Это строение позволит не только создавать разведгруппы и впоследствии разблокировать экспедиция. Для строительства потребуется мастерская.
- Постройка: «Паровой генератор» (Технологии). Это важное здание, потому что позволяет вокруг создать зону тепла. В связи с этим увеличивается потребление угля. Для строительства требуется мастерская.
Часть – 4: Полезная информация по юнитам
Пехота и стрелки
Отличительная особенность армии Гномов заключается в том, что эти юниты имеют невероятно высокие характеристики дисциплины среди всех остальных доступных фракций. Эта отличительная черта позволяет им оставаться несокрушимыми даже в самых напряжённых (в психологическом плане) ситуациях, самых продолжительных боях и суровых битвах.
Фракция «Гномы» в своей основе фокусируется на юнитах-пехотинцах: начиная от самых слабых «Горняков» и заканчивая чрезвычайно мощными «Железоломами» (одни из самых сильных юнитов во всей игре). Помимо одного-единственного юнита («Мстителей») абсолютно все остальные подразделения этой фракции имеют толстые доспехи, которые делают их максимально эффективными в бою с врагами, наносящими урон по незащищённым целям. Иными слова: против юнитов, у которых отсутствуют бронебойный тип повреждения. В качестве примера можно привести практически всех юнитов «Зеленокожих».
Вторая отличительная черта «Гномов» – это стрелковые юниты. Они имеют меньшую дальность атаки, чем, например, стрелковая пехота у фракции «Империя» (не говоря уже о куда более медленной скорости передвижения), но за то стрелковые отряды у «Гномов» без сомнений имеют самую хорошую защищённость в игре (исключительно в рамках своей категории).
Все три основные типа стрелковых подразделений, которые представлены (плюс их различные варианты), будут иметь толстый слой брони. Именно по этой причине они будут способны выдерживать самые серьёзные повреждения. Кроме этого, эти юниты по-прежнему способны эффективно выдерживать натиск в ближнем бою, поэтому они будут полезны даже после того, как у них закончатся боеприпасы. Однако и это далеко не всё: помимо «Железных ящеров», все остальные стрелковые отряды «Гномов» имеют щиты, что делает их эффективными даже в бою один на один.
Бронебойный урон и артиллерия
Ещё один большой плюс Гномов заключается в том, что многие виды юнитов наносят бронебойный урон (причём даже три из четырёх существующих артиллерийских отрядов). Хотя, артиллерия, к слову, тоже заслуживает отдельного внимания: некоторые виды артиллерии охватывают огромное расстояние и поэтому они эффективны не только в борьбе против больших скоплений войск, но и при работе с крупными тяжёлобронированными врагами. Кроме того, в составе данный фракции можно найти и летающие юниты – это «Бомбовоз» и «Автожир». Оба вида являются уникальными, причем, даже если рассматривать летающие виды юниты в целом, поскольку они могут атаковать противника не просто с воздуха, но и ещё издалека.
Гномья экономика
Существуют две основные детали, которые выделяют экономику этой фракции, если сравнивать её с экономикой других фракций. Первое – это исследования. Суть в том, что Гномы имеют доступ к широкому спектру самых разных технологий, которые можно будет изучать в течении всей кампании. И именно по этой причине ранние этапы за Гномов могут показаться наиболее трудными, но завершив часть исследований и обучив достойную армию, Гномов уже будет трудно остановить. Второе – Гномы имеют просто ошеломляющий уровень дохода и это, определённо, играет одну из ключевых ролей в процессе обучения (ну или вербовки) новых юнитов. Никакая другая фракция не сможет переплюнуть Гномов в вопросе добычи золота. Так что вполне нормально, когда на определённых этапах игры за Гномов, вы будете получать от 30 до 40 тысяч золота.
Основные недостатки Гномов
Каждая фракция имеет свои недостатки, поэтому Гномы не являются исключением. У них можно отметить три основных недостатка. Первый недостаток – это полнейшее отсутствие магии. Ни один из представленных юнитов, включая Лордов, героев не сможет воспользоваться магией. Компенсируется этот недостаток тем, что все юниты имеют способность к повышению эффективности войск в бою, но в то же время Гномы не способны наложить привычные «дебафы» на своих врагов. Взамен на неспособность воспользоваться магией, Гномы получают 25% сопротивления к ней. Так что, в принципе, над этим минусом можно ещё подумать, действительно ли это минус?
Второй минус заключается в полном отсутствии кавалерии. Во-первых, это значит то, что нельзя будет набрать никаких юнитов такого типа. Во-вторых, в тактическом плане это говорит о том, что нанести удар по противнику с фланга максимально быстро и эффективно не получится.
Третий минус и, пожалуй, самый неприятный – это медленная скорость передвижения. Все юниты, кроме «Мстителей» (хотя даже они по сравнению с юнитами других фракций медленные), двигаются невероятно медленно. Скорость практически такая же, какая у артиллерийской установки. Само собой, скорость компенсирует толстый слой брони, но всё-таки мобильность – это настоящий кошмар для Гномов (особенно когда приходится сражаться со стрелковой кавалерии – это вообще катастрофа). С другой стороны, Гномы являются невероятно эффективными в оборонительной игре, при этом имея средние атакующие параметры. Так что имея план в голове, можно даже в открытом бою сохранять оборонительные позиции.
Покорение поселений
И напоследок важно знать то, что играя за Гномов, можно будет покорять поселения, который принадлежат другим фракциям Зеленокожих и Гномов. Однако получить контроль над землями, которые принадлежат людям или же вампирам, не получится. Если напасть на поселения этих фракций (либо они совершат нападения на вас), тогда они или вы сможете только разграбить, получив золото, либо просто стереть поселение с лица земли.
Условия для победы
Как и в случае с другими фракциями в игре, Гномы тоже имеют свои особенные условия для победы. Так что завершение этого набора задач позволит вам выйти победителем в этой сюжетной кампании. Условия победы выглядят следующим образом: