Стратегии от Paradox Interactive уже давно являются знаком качества. Подобные игры очень продуманы, интересны и порой бывают очень сложны из-за наличия множества мелких деталей и особенностей. В Europa Universalis нам нужно вести грамотную дипломатию и умелую колониальную политику, в Hearts of Iron умело вести войска, продумывать стратегию войны и следить за развитием военных технологий. Поэтому каждая из игр Paradox делает упор в свою сторону, при этом не забывая и про другие аспекты, но как бы слегка задвигая их на задний план. И вот теперь, уже побывав в эпохе Нового времени (Europa Universalis 4) и Второй мировой войны (Hearts of Iron 4), а также даже заглянув в далекое будущее (Stellaris) разработчики решили отправиться далеко в прошлое в эпоху расцвета Римской империи. Так что строим отряда легионеров и готовимся окунуться в эпоху античности.
Масштаб и размах событий
В мелочности разработчиков из Paradox обвинить точно не получится. В Imperator: Rome мы на огромной детализированной карте можем выбрать любое из нескольких сотен существовавших в то время государств. Пусть игра и не мешает вам выбрать какие-либо варварские племена, но все же особый интерес представляет собой Древний Рим, чью империю и предстоит развивать и улучшать в игре, как с помощью дипломатических и экономических методов, так и посредством оружия и завоевания новых территорий. Карта в игре охватывает часть современной Европы с ее странами, Азию и север Африки. Так мест, где можно развернуться тут более чем предостаточно.
Задача перед нами стоит более чем простая – под руководством своего государства достичь развития и процветания обогнав по очкам всех ближайших конкурентов. Важной особенностью игры является то, что хоть и сделать это можно разными путями (экономика, война, дипломатия) в игре нужно умело следить и балансировать между всеми направлениями политики государства. Иными словами, как бы банально это не звучало, без сильной экономики не следует рассчитывать на успех в войне, тем более если ей предстоит затянуться. Так что перед игроками стоит не простая задача – везде угодить и при этом еще умудриться захватить новые земли и территории. И это учитывая особенности торговли, наличие разных слоев населения со своими запросами, особенностями провинций и прочими аспектами, которые обязательно нужно учитывать.
Ведем войска в бой
Играя за конкретное государство нам нужно начать как-то расширять территории. Казалось бы, все просто – построй пару тренировочных лагерей, наделай юнитов и в бой. Но если бы все так и было, то Imperator: Rome уже не была бы игрой от Paradox. Как уже упоминалось, в игре есть множество аспектов, которые необходимо учитывать. Начиная с таких масштабных вещей как форма правления, которая представлена в игре монархией, республикой и пламенным строем и заканчивая особенностями производства ресурсов в конкретной провинции и иными мелкими деталями. Если говорить обо всех особенностях и ключевых аспектах в управлении государством в игре Imperator: Rome, то можно смело выпускать соответствующую книжку. Однако, это вовсе не значит, что данная стратегия будет уж очень сложной (особенно в сравнении с другими проектами Paradox Interactive). Разобраться в игре можно, а поняв ключевые аспекты и добившись первого успеха игровой процесс тут же начинает затягивать и увлекать. Если говорить вкратце, то здесь все довольно просто: в любой стране необходимо построить хорошую экономику путем добычи ресурсов и торговли, возвести необходимые постройки для тех или иных нужд (создания юнитов, постройка, добыча ресурсов и т.д.), а также развивать технологии и учитывать потребности всех слоев населения – граждане, свободные жители, рабы и племена. Каждая социальная группа необходима для своей цели в государстве и поэтому их интересы всегда должны браться в расчет (кроме рабов, их просто нужно иметь в необходимом количестве). Также в игре нужно учитывать мнения губернаторов, полководцев и иных важных шишек, чтобы они вас в самый ответственный момент не подставили. Поскольку управлять любой страной в одиночку будет весьма непросто, то вне зависимости от формы правления вы можете нанять себе в подчинение несколько чиновников и ученых, который принесут вас бонус и развитие в определенных областях (экономика, военное дело, социальная сфера).
Но, казалось бы, вот мы все построили, вот учли все потребности жителей и важных шишек, вот наделали разные роды войск и даже не забыли про экономику, торговлю и технологии. Идем в бой? Идем, но это будет иметь свои последствия, в том числе при успехе в войне.
Немного хочется рассказать про войну в игре. В принципе, тут все довольно просто и напоминает Europa Universalis 4, где упор был сделан в сторону торговли и дипломатии, поэтому военные действия были слегка упрощены в отличие от той же Hearts of Iron 4 в которой нужно были делать линию фронта, самим окружать врага, подробно составлять план ведения войны и т.д. В Imperator: Rome мы формируем армию из отрядов определенного рода войск, ставим командира и идем в бой. Наступление тоже необходимо продумывать, создавая несколько армий, которые будут наступать с флангов, чтобы вас не окружили или вы не гонялись огромной армией за кем-то по всей территории. Вообще, завоевывать новые земли в игре интересно, но как уже было сказано это будет иметь свои последствия.
Во-первых, изменится торговая политика и не в лучшую пользу. Вы теперь завоеватель и другие страны будут вас опасаться, заключая союзы и накладывая на вас разного рода торговые ограничения, что сильно ударит по экономике страны. Соседи при этом перестанут с вами вступать в какие-либо отношения из-за того, что вы теперь можете захватить и их. Также необходимо как-то поступить с пленными: ели казните – будет слишком жестоко, оставить часть в живых – могут потом сбежать с желанием отомстить. В итоге после подчинения новых земель у вас могут возникнуть сразу проблемы с экономикой, дипломатией и социальной напряженностью. А если вы хотите, чтобы ваше государство процветало и у вас были средства на обеспечение своей армии и новые завоевания, то все эти проблемы нужно решать.
В заключение
Что же можно сказать о новой Imperator: Rome? Это неплохая стратегия, которая прекрасно заимствовала все особенности и ключевые аспекты Paradox Interactive в виде внимания к мелочам и непростую систему управления государством, которую можно изучать часами. Поражает большой масштаб и проработанность карты. Также стоит выделить наличия множества механик управления своей страной. Если говорить про минусы в игре, то помимо незначительных технических аспектов, которые, увы, не редкость на этапе выхода подобных стратегий стоит также отметить не особо современную графику (она не то чтобы плохая, просто вряд ли можете конкурировать с самыми новыми играми), а также скудность композиций. Интерфейс в игре тоже местами перегружен и разобраться в нем бывает весьма непросто. В остальном же новая игра от Paradox точно понравится фанатам проектов данной студии и просто любителям хороших глобальных стратегий.