Just Cause – это своеобразное явление. И это понимают сами разработчики. Вероятно, не существует второй такой серии экшн-игр, в которой с каждым новым выпуском все больше и больше погружаешься в безумие. Да, многих игр схожая визитная карточка, но именно в этой серии все исполнено как-то особенно органично. Именно такой позитивной, дарующей необычайное веселье от всякого абсурдного действия, которое в Just Cause происходит на постой. Благодаря огромному открытому миру и тонне различного оружия, тысяче и одному способу уничтожения противника, серия Just Cause получала пропуск в список лучших игр для PlayStation, Xbox или ПК практически всегда.
Ну, так было когда-то. Теперь у её создателей – Avalanche Studios, вероятно, есть некое «потчеване на лаврах». После довольно приятного, хотя и не сенсационного, Just Cause 3, «четверка» выглядит как большой повтор этого развлечения. Что ж, этого и следовало ожидать, потому что каждая последующая часть серии в основном разгоняет темп разрушения и ничего более. Важным является вопрос о том, насколько оправданным является объявление Just Cause 4 как лучшей песочницы за всю историю. Ну, совсем немного, пока мы осознаем скрытый потенциал в нем.
Подрывник начинает действовать
Даже глядя на обложку Just Cause 4 никому в голову не придет ждать от игры чего-то действительно нового и восхищающего. Мы снова вступаем в борьбу с очередным диктатором, на этот раз в маленьком южноамериканском государстве. Конечно, с точки зрения игрока Solis (это название клочка земли), он не такой маленький. Отдельные места могут разделять большие расстояния - по несколько десятков минут полета в вингсьюте.
Стоит отметить, что новый мир намного разнообразнее своих предшественников. Вы можете найти в нем и прибрежные районы, и сельскохозяйственные угодья, и джунгли, и города, аэропорты и заснеженные горные вершины. Здесь действительно много всего, хотя и тут некоторым может показаться немного пустынно. По крайней мере, пока игрок не начнет сеять разрушение здесь.
Один – уже армия
Рико Родригез - это армия, состоящая из одного человека. И это в Just Cause 4 не изменилось. Конечно, мы снова являемся командующим повстанческой армии, но на этот раз повстанцы не играют в преследование, а партизаны лишь ожесточенно ведут борьбу на линии фронта с силами угнетателя - военизированной организации «Черная рука» во главе с Габриэлем Моралесом.
И вот первое серьезное изменение в игре. Вместо того, чтобы дислоцироваться в отдельные места в Just Cause 4, мы решаем, в какую сторону двигаться нашим героям. Это означает, что мы не можем атаковать отдаленные провинции, а только те, которые находятся в "нашей" непосредственной близости. Выполнив специальную миссию, мы просто идем к карте мира и там отдаем приказ разобраться с этим районом.
Конечно, радостное разрушение все еще является важным элементом игры. Без разрушения всего возможного, без ракетной канонады и впечатляющего праздника взрывов Just Cause не было бы Just Cause. Посев Хаоса является частью этой серии, и почти каждое действие в игре, которое заканчивается взрывами, вознаграждается здесь. В «четверке» миссий такого типа немало, хотя и других хватает. Помимо основных сюжетных задач, которые могут быть довольно интересными и продуманными, нам часто приходится сталкиваться с различными вариантами миссий сопровождения или задач каскадеров, которые вряд ли будут слишком оригинальными.
И хотя этот вид деятельности можно опустить, немного прискорбно, что не было стимула создавать что-то более интересное. Автогонки как-то не впечатляют, а служат скорее «для галочки». Даже если благодаря им мы получаем различные виды бонусов, например, дополнительную машину, участвовать в заездах не особо хочется.
Займи себя сам
Важно понять, что Just Cause хорош только тогда, когда мы полностью осознаем возможности, которые в нем заложены. Конечно, речь идет о примочках, доступных в игре, и физической модели, связанной с ней. В этом отношении Just Cause 4 идет еще дальше. Во-первых, игра на новом движке Apex Enigine, который не только позволяет вам по-настоящему вытворять сумасшедшие действия с физикой, но также добавляет хорошие погодные эффекты, которые могут влиять на другие объекты вокруг вас. Благодаря этому, торнадо, который до премьеры этой серии стал его символом, на самом деле взмывает в воздух автомобили, деревья и даже целые здания.
Во-вторых, сильно развитое взаимодействие с крючком дает совершенно новые возможности для планирования безумных действий. Этим культовым гаджетом Рико Родригез теперь может не только притягивать два объекта, но и прикреплять к ним небольшие ракетные двигатели или воздушные шары-фултоны из Metal Gear Solid. Более того, в меню настроек мы создадим множество различных комбинаций способностей, потому что в зависимости от того, как они активируются, или силы отдельных элементов, также доступны специальные модификации, которые влияют на то, как они в конечном итоге работают. Звучит довольно сложно, но во время игры мы быстро понимаем, как использовать этот свой «патент» творчески. Ничто не мешает нам изменить траекторию стрельбы танка, прикрепив к нему несколько воздушных шаров, а затем «обслужить его» добавлением небольших ракетных двигателей, которые унесут его куда-то дальше.
Узнав этот мир, игроки найдут еще больше способов использовать сумасшедшие фишки игры. Кроме того, сами создатели Just Cause 4 питают такое творческое веселье благодаря целому ряду трюковых заданий, размещенных в таких странных местах, что ничего иного, как чесать голову, размышляя о том, что здесь происходит, не остаётся.
Радость сквозь слезы
Это радостное веселье в гигантской песочнице, которую мы действительно создаем сами, разбивает масса надоедливых вещей. Начнем с того, что сразу бросает в глаза – то есть с графики. По-видимому, новый движок не справляется с потавленной задачей, потому что текстуры (если они вообще появляются) через некоторое время и объекты, появляющиеся из ниоткуда на горизонте, являются настоящей чумой в Just Cause 4.
Поведение наших оппонентов чуть менее раздражает. В этой серии они никогда не были особо умными, поэтому их приближение к нашему стволу само по себе не является чем-то новым. Жаль, однако, что потенциал хорошей, продуманной перестрелки, не был полностью использован. На самом деле, происходящие в игре столкновения - это чистые иллюзии боя. Да, перестрелка там выглядит хорошо, но там ничего интересного не происходит. Это типичная позиционная война, в которой ни одна из сторон не получает преимущества. Объявление о динамичной военной кампании приятно стимулировало воображение и закончилось, как всегда, обещаниями.
Даже торнадо и другие катаклизмы не привносят ожидаемой свежести в Just Cause Их просто слишком мало в игре. Вы быстро привыкаете ко всем последствиям и поведенческой модели от изменения погоды, а те же молнии порой являются по-настоящему раздражающей вещью, которая не идёт игре на пользу. Никакой весомой свежести в геймплей изменение погоды не добавляет и вообще реализовано даже не на 20% своего потенциала.
В итоге
Серия Just Cause всегда имела в своём арсенале интересный открытый мир, драйв и веселье, вытекающие из высоких скоростей самого геймплея и механики. В Just Cause 4 много всего - оружия, транспортных средств, миссий, локаций и взрывов. Жаль, однако, что не было интересного сюжета и поэтому требовалась серия глотка свежести.