Игры близкие по духу
Сейчас всё чаще крупные издатели под своё крыло берут инди-разработчиков с любопытными, уникальными и стильными проектами. Компания Square Enix решила тоже не оставаться в стороне от своих коллег и поддержала румынскую студию Sand Sailor с их новым пазл-платформером под названием «Black The Fall». Игра получилась мрачной с яркими социально-политическими моментами и сложной, но в меру.
Сюжетная линия
На самом деле сам сюжет Black The Fall для Румынии – больная тема. Впрочем, даже коммунизм больная тема. В игре проявляется весь страх и боль румынского народа. При Николае Чаушеску страна слишком сильно страдала от социалистического тоталитаризма, однако при этом СССР считался едва ли не одним из самых главных внешних врагов. В итоге получается так, что в современную румынскую культуру вплетена некая двойная ненависть к «серпу и молоту». Black The Fall – это мрачная, чрезмерно преувеличенная история на тему того, что было бы, если бы Румыния пережила коммунистическое правление в 20-м веке.
►«Красный цвет (опасность) и серый (безысходность) в Black The Fall заметно преобладают над всеми остальными».
С другой стороны, казалось бы, отличный сеттинг получается, но нет. Проблема в первую очередь заключается в чудовищном пафосе, с которым в Black The Fall преподносят коммунистов в будущем. Поэтому смотрится картина уж больно дико и натянуто даже с учётом реальной истории. В события происходящего не то, что трудно поверить, трудно даже проникнуться этим всем.
Главным героем выступает тощий рабочий, который вместе с сотней других абсолютно таких же измотанных доходяг, сутками напролёт крутят педали на заводе под присмотром автоматических турелей и толстых, пузатых погонщиков-роботов. И всё это, разумеется, под развевающимся красным знаменем.
В один прекрасный момент герой бежит от фабрик, напоминающих концлагеря и отправляется изучать окрестности, где вскоре выясняется то, что всё остальное население живёт тоже ничуть не лучше: вокруг царит полная разруха, везде болота, покой улиц стерегут турели (которых больше, чем фонарных столбов), а люди сплошь напуганные, тощие и безжизненные. За то в будущем Румыния имеет хорошо развитую тяжёлую промышленность, хотя бы что-то радует.
Игровой процесс
►«Фабрика, с которой бежит главный герой, невероятно огромная».
До релиза на Gamescom 2016 по итогам игра была номинирована на «Лучшую инди», поэтому получила награду за лучший геймдизайн на конференции таких же инди-разработчиков «BIC» в Корее. И в этом плане разработчиков можно только поддержать, ведь загадки в игре и дизайн уровней – образцовые.
Сейчас многие современные подобные пазл-платформеры упор делают на визуальный дизайн локаций и концентрируют внимание на сюжете, отодвигая тем самым головоломки и разного рода прыжки на задний план. В Black The Fall ситуация другая: игра построена как раз вокруг геймплея, поэтому с ним здесь полный порядок – разнообразие и сложность находятся на высоком уровне.
Прохождение игры Black The Fall будет действительно разнообразным. Даже банальные проблемы по типу «обойти большого робота» или «проскользнуть мимо охранных турелей» решаются по-разному – всё основывается в первую очередь на особенностях окружающей среды. Время от времени будут попадаться действительно сложные моменты (ситуации), в которых уже хочешь или нет, а включить свой мозг придётся. За то после того, как придуманное решение проблемы увенчалось успехом, испытываешь сладкое чувство «ах, какой же я всё-таки молодец, не каждый ведь догадается до такого!». И это главный индикатор действительно хорошего баланса.
►«Охранники будут пытаться убить героя при любом удобном случае. Даже если, например, герой не работает».
К тому же, уровни в Black The Fall не следует одной единственной чётко разработанной формуле, поэтому каждый раз подкидывают что-то новенькое. Где-то нужно перебраться через большой участок с водой на плоту без мотора и паруса. В другой локации придётся слиться с толпой безликих рабочих. Чуть дальше перебраться по полному опасностей коридору в кромешной темноте, ориентируясь исключительно на звуки. Само собой, присутствуют в Black The Fall и более стандартные приключения, но основная прелесть заключается в том, что они сделаны качественно, а это говорит уже о многом.
А кроме стандартного набора движений, арсенал главного героя пополнила несокрушимая роботизированная собака и уникальный лазер в виде указки. Роботизированный компаньон способен цепляться за специальные панели, плавать и даже складываться в удобнейшую табуретку. Указка в свою очередь позволяет управлять этой собакой, хотя это далеко не все. Также указка позволяет управлять безвольными рабами местного режима, который призван поработить всех и на самом деле эта механика отлично обыгрывается в некоторых местах, что достойно похвалы.
Уровни в Black The Fall нельзя назвать большими, поэтому не успевают утомить, несмотря даже на то, что палитра в игре не может похвастаться широким разнообразием оттенков. Впрочем, она и не должна этого делать, ведь вокруг тоталитаризм, разруха и полный постапокалипсис.
Атмосфера и графика
►«Обучение и другие разнообразные подсказки будут даны в виде предупреждающих знаков, которые в свою очередь будут разбросаны по всему локациям».
Black The Fall пытается всеми силами шокировать игрока. Пытается напугать его всеми этими мрачными картинками жестокого и мрачного тоталитарного будущего. Только в итоге получается слишком бестолковая история. Видеоигры дают разработчикам абсолютно безграничный простор для выразительности, которая позволяет воплощать в реальность самые разные миры. Проблема только в том, что вместо действительно стильного, выдержанного мира на тему какой-нибудь корпоративной эксплуатации, как это было в игре Inside, игроки получает слишком вялую пародию на тему диктатуры и постапокалипсиса.
Замечательный проект портят натыканные везде советские гербы и слишком злая, даже местами горькая желчь от разработчиков к старому режиму – игра чрезмерно и равномерно закрашена чёрным, что тем самым показывает, мол, не существует ни единого светлого пятнышка из которого могло бы зародиться сопереживание. Всё просто и банально сливается, поэтому игра даже немного не может зацепить. В Black The Fall не существует никакого контекста, не существует даже контраста.
►«Двигаясь дальше по уровням, можно будет заметить оригинальные задумки разработчиков и кое-какие отсылки».
Игры по типу Little Nightmares прекрасно демонстрируют то, как в формате популярной Limbo-подобной инди можно представить действительно сложный мир и показать не менее эмоциональную историю. В Black The Fall не чувствуешь никакой глубины и даже драмы, да даже напряжения не возникает. Играешь просто за беглого рабочего и роботизированную собаку, которые преодолевают планомерно разного рода препятствия на пути к своей мечте – свободе. И, несмотря на то, что взаимодействие между двумя этими героями просто прекрасное, никаких отношений между ними тоже нет – это просто рабочий и механическая собака.
Игрокам не дают даже повода почувствовать, что в этом бездушном и враждебном мире колючей проволоки и болот есть два несчастных и отверженных существа, которые нашли пусть неожиданную, но искреннюю дружбу. Причём хватило бы даже парочки банальных анимаций. Хватило бы несколько простых сцен, где человек возвращается к роботизированной собаке не из-за того, что ему необходимо разгадать очередную загадку, а потому что он не хочет остаться один и бросить друга. Но нет, главный герой будет всю дорогу посылать собаку под пули, швырять в жернова и за это его совсем не хочется ни любить, ни понимать.
►«Хотя герою тяжело сопереживать, но за то разработчики прекрасно показали всю слабость человеческого тела перед лицом промышленной индустриализации и силу духа, какая только есть у людей. Жаль только герой этого не так часто показывает».
И что ещё намного хуже: кажется, будто в Black The Fall отсутствует глава между побегом из города и финальной частью. Сначала главный герой и робот пытаются прорваться через последний охранный пост, а в следующей сцене робот бесследно исчезает, после чего больше никогда не появляется. Причём тем временем инакомыслящий беглец не только ранен, но и заперт в клетке в неизвестном комплексе для репрессий без всяких объяснений. Похоже на халтуру, а не на неожиданный сюжетный поворот.
Выглядит Black The Fall тоже довольно посредственно. Графику и дизайн трудно сравнить с той же Limbo или Inside. Не говоря уже о Little Nightmares. Само собой придираться и жаловаться на это бесполезно, потому что каждый инди-проект выдаёт строго то, что может, но визуальную составляющую игры не может вытянуть даже стилизация и музыка.
В итоге
После прохождения Black The Fall остаётся неоднозначное впечатление. Ведь, если говорить откровенно, в игре превосходный баланс между действительно умными и разнообразными головоломками. То же самое касается и локаций. Тем не менее, студия Sand Sailor слишком сильно перегнула палку с истеричным политическим изложением про алчных, злых и жестоких коммунистов, которые одержали верх. Однако если вы тот человек, который относится не слишком чувствительно к таким вещам, тогда сможете запросто игнорировать сюжетные потуги в игре. Поэтому можно будет целиком и полностью насладиться игровым процесс, но если это не так – вы обречены в этой игре горевать по упущенным возможностям и ругаться из-за слишком ограниченного взгляда разработчиков на старое мироустройство.