Когда несколько бывших разработчиков из польской студии People Can Fly анонсировали игру Get Even довольно непонятным тизером, у большинства просмотревших возник лишь один вопрос: «Что это сейчас было?». Студия The Farm 51, работавшая над игрой, так и не смогла дать внятного объяснения.
Хотя вполне понятно, почему разработчики старались не рассказывать о новинке подробно, ведь такой подход не оправдывает себя: лучше всего формула в Get Even работает в том случае, если про игру ничего не знаешь. Иными словами: если не смотрели видеоролики, не читали сюжетную завязку и даже о жанре не имеете чёткого представления (хотя к какому-нибудь определённому жанру игру трудно отнести). Само собой в наше время так жить довольно сложно, ведь информация о новых проектах всегда лежит на поверхности, а каждый новостной ресурс старается о новинках рассказывать максимально подробно.
Незаметно управлять эмоциями игровой аудитории, при этом, не раскрывая карт – целое искусство. Ведь нужно позаботиться об атмосфере, визуальном ряде, грамотном раскрытии персонажей и лихо закрученном сюжете. За то если получилось, то можно вовсе и не тратить миллионы долларов на разнообразные спецэффекты и дорогие декорации: всё равно основное действие будет происходить в первую очередь у зрителей в голове. Вот основная суть эмоций.
В стенах студии The Farm 51 попытались воссоздать нечто подобное, поэтому в итоге получился триллер, хотя сразу и не скажешь. Основные действия Get Even происходят в голове (в прямом и переносном смысле), поэтому игрок остро должен переживать происходящее. Проблема только в том, что игра кроме недоумения больше ничего не вызывает.
Симулятор ходьбы
► «Графика простая, но у вот таких урбанистических видов имеется свой шарм».
Самый главный вопрос, который стоит себе задать до того, как сесть за прохождение Get Even, должен прозвучать как-то так: «Готов(а) ли я к экспериментам?». Если ответ будет однозначно – «Да», тогда проект непременно порадует и точно удивит. Однако тот, кто ищет себе новый шутер, проект явно не подойдёт. Потому что мотив у игры совсем другой и разработчики постарались сделать всё возможное, чтобы играющий проникся атмосферой и сюжетом. Даже пусть это наносит непоправимый ущерб геймплею.
Если посмотреть на ранние материалы, то окажется, что изначально игра Get Even планировалась в качестве шутера. Причём с довольно нестандартным и в то же время интересным мультиплеером. Напоминал он, на тот момент, мультиплеер из серии игр Dark Souls, в котором случайные игроки могут приходить в ваш мир и вселяться в каких-нибудь компьютерных врагов. Только вот шутеры с серьёзными сюжетными темами, выводящие игроков на какой-нибудь диалог, – штука невероятно редкая в игровой индустрии.
Возможно, именно поэтому разработчики из Farm51 в итоге перестроили проект в некий симулятор ходьбы с упором на сюжетную линию. С паранойей, элементами детектива и лёгкими нотками творчества Кристофера Нолана. Само собой, такое описание манит. К тому же учитывая, что до этого авторы трудились также над спин-оффами PainKiller и NecroVision. Но да ладно уже, если симулятор ходьбы, тогда пусть будет симулятор ходьбы. Вопрос в другом: хороший ли это симулятор ходьбы?
Хронология событий
►«Фото и СМС. Всё скоромно, просто. Ужасает иногда даже лучше многих катсцен, практически без слов».
Игровой процесс Get Even делает абсолютно всё, чтобы спровоцировать игрока: заставляет думать, строить догадки, вглядываться в каждую мелочь – иными словами, собирать любую полезную информацию по крупицам. Так что игра представляет собой не просто триллер, а психологический триллер, который работает по своим собственным законам и правилам.
Сначала Get Even пытается обмануть своего игрока и выдает себя за игру другого жанра – вы окажитесь в неизвестном месте, где главному герою необходимо спасти неизвестную девушку. Нет никакой мотивации, исключительно задание, ведущее от условной точки «А» в условную точку «Б». По пути вас знакомят с основами управления, механикой изучения улик и постепенно это всё погружает в местную атмосферу. Когда же возникают закономерные вопросы по типу «зачем кого-то спасать?» и, в конце концов, «что тут происходит?» – цель найдена, игра делает снова шаг вперёд.
На деле оказывается, что все события, которые произошли в начале игре, могли даже и не происходить на самом деле. Главный герой на самом деле лежит в клинике, где новыми экспериментальными методами ему стараются вернуть память и восстановить хронологию событий, которые привели к его появлению в этом неизвестном учреждении.
Жив буду – не забуду
►«Огромная и полупустая комната, в которой собраны все улики и переживания из воспоминаний».
Собственно, практически 90% геймплея – это всё попытки вернуть былую память. Коул (главный герой) внимательно изучает локации, время от времени натыкается на разнообразные занимательные зацепки и слушает монологи от второстепенных персонажей. В целом, всё это можно было уже увидеть и во многих других «симуляторах ходьбы», только вот в Get Even главный герой будет с оружием в руках.
Но, как бы странно это не прозвучало, заниматься поиском и после изучением улик действительно интересно. Отчасти связано это с тем, что сначала нет полного понимания того, какое значение и в каком контексте главному герою даётся та или иная найденная информация. Так что определённый «кусок» времени сюжетная линия сохраняет превосходную интригу и это хорошо.
На самом деле все дневники, записки и другие тексты в Get Even стилизованы на высоком уровне – как в визуальном плане, так и в литературном. Приходит понимание того, что в кои-то веки наконец-таки читаешь не бесконечные электронные письма, а качественно оформленные газетные вырезки, справочки, медкарты и распечатки из каких-нибудь чатов. Если это можно назвать «лором», то он выглядит достоверно и вносит свой вклад в иллюзию реальности происходящего на экране.
► «В ходе прохождения предстоит прочитать не один десяток разнообразных записей».
Причём просто заметить какую-нибудь важную деталь недостаточно, потому что нужно её ещё просканировать при помощи универсального смартфона, который в свою очередь уже дальше сам определит, что было найдено и с чем связана улика. В конце концов, ещё и озвучит выводы специально для игрока.
А вот пропустить улики проще простого, хотя игра парой старается слишком навязчиво направлять в нужную сторону через интерфейс. Чуть позже все найденные зацепки будут прочно прибиты к доске в специальной комнате. Напоминает игровой процесс в этом плане голливудский детектив, потому что даже связи в Get Even отмечаются специальными нитками. Иногда интересно постоять и подумать над уликами, почёсывая свой небритый подбородок.
Само собой, иногда в информации будут какие-нибудь пробелы, но игра не заставляет игроков обыскивать абсолютно каждый уголок каждой локации. Единственное, что даст полный сбор улик на каждом уровне – новое оружие. Но самое смешное то, что это «новое оружие» даже вам и не понадобится, но об этом немного позже.
►«Свинец – это самое лучшее успокоительное средство для особо буйных пациентов».
Кстати, некоторые улики будут вызывать трёхмерные проекции, связанные с персонажами, чтобы те в свою очередь повторили собственные слова из прошлого. Напоминает это то, что было в игре Everybody’s Gone to the Rapture. И, несмотря на простоту анимации (всё-таки бюджет игры даёт о себе знать), диалоги озвучены тоже на высоком уровне. А учитывая то, что довольно часто персонажи между собой общаются на повышенных тонах и со скверным отношением, то стоит отдать должное стараниям актёров – им действительно веришь. В целом, студия Farm51 хорошо поработала над звуком. То же самое касается и музыкальных композиций – они превосходно работают на атмосферу. Благодаря опять-таки атмосфере иногда на старенькую графику практически не обращаешь внимания.
Осколки воспоминаний
►«В Get Even очень много рассуждений на тему семьи».
Большая часть расследования главного героя будет происходить не в психушке, как может показаться, а в воспоминаниях. Так, например, фокусируясь на каких-нибудь определённых фотографиях (как это было в Life is Strange), Коул Блэк переносится в своё собственное сознание, где дальше пытается вспомнить, что же с ним происходило в этот отрезок времени. И в такие моменты Get Even, можно сказать, вспоминает о своих «корнях» и поэтому бросает игрока в какие-нибудь перестрелки, с которыми, между прочим, всё очень плохо.
Боевой механике в игре было явно уделено намного меньше внимания, чем всем остальным деталям. Хотя перестрелки даже назвав «плохими» – можно сделать комплимент. Они не вызывают никакого интереса. Баллистика полностью отсутствует. Понятия «тактика» в Get Even совсем нет. К тому же, зубодробильная сложность окончательно добьёт даже самого опытного игрока: в худших традициях польских шутеров 2000-го года противники просто принципиально не могут промахнуться. Причём они будут даже стрелять в стену, за которой прячется главный герой.
И при всём этом игра буквально настаивает на том, чтобы главный герой убивал как можно меньше. Я серьёзно: героя буквально наказывают за проявленную «чрезмерную жесткость». Причём учитывая то, насколько хорош стелс в Get Even, происходящее на экране превращается в самое настоящее издевательство.
►«Главный друг героя – это универсальный смартфон. Высокотехнологичный армейский прототип имеет ультрафиолетовый фонарик, тепловизор, карту с детектором движения и сканером улик».
Да и не обошлось без уникальных «фишек». Так, например, практически каждое найденное оружие можно будет вставить в систему под названием «Корнерган»: устройство даёт возможность заглядывать за углы только лишь дулом. Сначала некоторым целиться будет неудобно, но со временем можно привыкнуть. Другое дело, что стимула пользоваться этим хитроумным устройством нет: часто проще выйти на секунду из укрытия, чем возиться долгое время с прицелом и открыть, тем самым, тыл. Да и угол обзора у оружия слишком маленький.
Это ещё не всё. Вот, например, ещё одна уникальная механика в Get Even: «воспоминания» разных объектов в локациях. Работает механика примерно так: иногда встречаются аномалии, которые видно исключительно через тепловизор смартфона. Если просканировать аномалию, предмет неизвестным образом материализуется. Что-то подобное было у Элизабет в BioShock: Infinite, только вот там это вносило в бои хоть какое-то разнообразие, а в Get Even – это либо ящик, за которым можно укрываться, либо скриптовые пути, которые не получится пропустить.
Проблемы сюжета
►«Страшные картины в жуткой психиатрической лечебнице».
Но нужно быть честным, поэтому слабой боевой механики недостаточно, чтобы заживо похоронить целый проект. Тем более, когда всё-таки практически все проблемы таятся в сюжете. Да и блуждание по локациям, хоть сотню раз по этому поводу пошути, всё равно завлекает, хотя и ненадолго. Реальные же проблемы Get Even заключаются совсем в другом.
В первую очередь крест на проекте ставит серьёзная неопытность студии Farm51 в вопросе построения сюжетной линии. Безусловно, игра превосходно создаёт напряжение, однако всю старательную работу над атмосферой сразу перечёркивает то, что никаких значимых открытий и откровений в игре не происходит.
Сюжет в Get Even словно притворяется, будто скрывает какой-то масштабный секрет, но кульминация проходит не с пушечным выстрелом, а с «пшиком». Понять и разгадать всю прелесть тайны в игре можно задолго до концовки. К тому же, чем больше видишь, тем больше понимаешь слабость сюжета. Поэтому человек, который воспитан на хорошей научной фантастике и триллерах, быстрее остальных начнёт задавать «колкие» вопросы, от которых вся сюжетная линия развалится на куски.
►«Занимательная картина, не так ли? Хотелось бы узнать, с какими воспоминаниями ассоциируется эта статуя?».
История в Get Even не имеет никакого смыслового и тематического стержня – идейной опоры просто нет. Причём она просто необходимо игре, ведь она состоит по большей части из картинок и текста. Так что не вполне понятно, какую же именно историю игра хотела рассказать? Что игроки должны были вынести из неё?
Рассуждения о каком-нибудь правосудии? Нет, не то. Возможно, мысли о виртуальной жизни или реальности? Снова не то. А, может быть, весь смысл заключался в исследованиях глубоко проработанных и правдоподобных персонажей? Увы, но снова не то. На самом деле единственное, что можно сказать о местных персонажах (кроме парочки) – они являются мерзкими негодяями и по сути сами виноваты в своих бедах. Может быть, игра учит не быть такими, но в Get Even я так и не нашёл деталей, которые бы подтвердили эту версию.
В итоге
Get Even – это не плохая игра. В какой-то степени ею можно даже наслаждаться, но проблема в том, что проектом занимались наивные и неопытные люди. История начинает бодро, но быстро переходит к финалу. И это положение не могут спасти даже сюжетные повороты, которые созданы ради сюжетных поворотов. Игра, скорее, пример того, как нужно правильно создавать атмосферу и пример того, как всё-таки нелепо выглядит голливудский сюжет в играх.
Всё-таки мало иметь желание и амбиции, чтобы выпустить достойную игру. Студия Farm51, возможно, это не понимала, но всё равно пыталась через силу продолжать работу. Получилось не особо хорошо, поэтому самостоятельный и полноценный проект Get Even банально не выдерживает суровой критики. Атмосферный и местами интересный психологический триллер серьёзно подвела неопытность разработчиков.