Настало время, когда пора назвать самые лучшие игры уходящего 2016 года. Достойных претендентов собралось немало, тем не менее, я постараюсь упомянуть все запомнившиеся игры. Но перед тем как начну, хочу поведать об одном важном правиле – «Не более одной награды в одни руки». Так что если вы не найдёте в ниже приведённом списке номинантов на то или иное звание игру, которая по вашему сугубо личному мнению должна появиться, не спешите «бить в барабаны» или «дудеть в трубы», да и в целом поднимать тревогу. Ведь, возможно, ваш любимый фаворит одержит победу в какой-нибудь другой номинации.
Лучший однопользовательский FPS – «DOOM (2016)»
►Конкуренты: (1) «Shadow Warrior 2», (2) «Call of Duty: Infinite Warfare».
Как правило, бренды уровня масштаба DOOM обычно старательные корпорации на помойку выбрасывают исключительно в самых серьёзных ситуациях, поэтому было вполне очевидно то, что рано или поздно что-то под этой «маркой» появится на сцене игровой индустрии. Однако верить в то, что под знакомым названием будет продаваться правильное содержание после стольких лет мучительного ожидания и резкой смены формата (концепции), игры, было трудновато даже самым заядлым оптимистам. Изначально новый DOOM вообще планировался как эдакая пародия на Call of Duty. Что могло быть ещё хуже?
И всё же талантливой студии id Software удалось доказать, что у их ребят всё-таки имеется порох в пороховнице. Никакой нудной лирики, никакого переизбытка заставок и сложносоставленного лора: вот тебе дробовик, вот бензопила, а вот тысяча чертей – в бой! Яростный, жесткий и быстрый DOOM 2016 оказался не таким, как его предок, а ровным счётом таким, каким его запомнили изначально лет так двадцать тому назад. Никаких тебе попыток выехать на какой-нибудь ностальгии, никаких компромиссов, только исключительно честное переиздание классики на современный, что очень важно, лад.
Однако это далеко не всё, потому что DOOM 2016 имел конкурентов и далеко тоже не новичков в этом деле. Котик знал, что какая-нибудь часть ежегодно выходящей Call of Duty устремиться в космическое будущее, выдав добротную, пусть и не самую «сильную», да и далеко не самую оригинальную, но боевую фантастику. И даже какие-никакие, но инновации: побочные задания, возможность бродить по своей личной космической «посудине» и боевые космические вылеты. Но всё же, в основе этой игры лежала слишком посредственная шутерная механика с глупыми врагами и слабенькой стрельбой.
Ситуация с Shadow Warrior 2 тоже не простая. К примеру, в этой игре далеко не идеальная стрельба, но за то в ней имеются превосходные катаны и бензопила, сопоставить которую можно той, что существует в DOOM. И всё бы хорошо, если бы разработчики не решили поэкспериментировать. Ведь если сиквел был привычным линейным шутером, то продолжение теперь оказалось «дьяблоподобной» поляной с процедурно генерируемыми уровнями и ярой погоней за «лутом». В итоге конечный результат получился довольно интересным, но определённо требующий доработки и кое-какого самоопределения, потому что для «дьяблоида» в игре слишком мало лута и рандома, а для шутера, совсем наоборот, не хватает какой-то ручной выделки. Двоякая ситуация.
Так что на общем фоне 2016-го года DOOM, вернувшийся буквально из того света, смотрится как самый натуральный монолит, поэтому и носит вместе с собой соответствующую награду жанра.
Лучший многопользовательский FPS – «Battlefield 1»
►Конкуренты: (1) «Call of Duty: Infinite Warfare», (2) «Titanfall 2».
Вот чего-чего, а дефицита в плане многопользовательских шутеров в 2016 году точно не было. «Товар» предложили на любой вкус, цвет, кошелёк и прочие разные пристрастия у разновсякого издателя с хитрым прищуриванием глаз. Причём тут вновь в дело вступил вездевлезающий Котик, однако победа новой Call of Duty не светит даже тут: потратив всё «горючее» на одиночную компанию, разработчикам уже не хватило сил на мультиплеер Call of Duty: Infinite Warfare. Не откидывая далеко основную формулу последней части серии, студия решили её не двигать дальше в плане развития, а просто «разогнать»: в результате этих действий и без того довольно динамичные схватки превратились в самую настоящую мясорубку с беготнёй по стенам.
И всё же даже в этом плане Б. Котика обошли, потому что тему беготни по стенам намного лучше раскрыла игра Titanfall 2: к тому же, помимо этой детали, игра ещё предлагает пробежаться по крышам, знатно попрыгать и устроить эпичные перестрелки на Титанах – на могучих боевых роботах. Последняя деталь ощутимо выделяет детище студии Respawn Entertainment, которое и принесло бы ещё больший успех всей серии, если бы не наступила неожиданно Первая мировая война.
Принесли зрелищную игру в игровую индустрию шведы из студии DICE, с которыми в плане мультиплеерных баталий не может тягаться адекватно пока что никто другой. С Battlefield 1 было трудно, потому что они решили влезть в довольную непростую тему войны вековой давности, но в итоге справились более чем достойно. Так что получилось всё такая же «батла», но только ещё более хардкорная и злая. Иными словами: никакой современной оптики, никаких комфортных истребителей, ракетниц с тепловым самонаведением и другой навороченной техники вроде танков. На замену современной техники пришли картонные этажерки, бронированные гробы на колёсах и другие четырёхколёсные «вёдра» с экспресс-доставкой на тот свет. Запустите в эту игру какого-нибудь неофита и сначала он восхититься здешней красотой, потом потеряется от творящегося кругом ада и бесконечных смертей вояк. Тем не менее, через неделю он вам напишет рассказ о том, что и как с ним происходило на полях сражений новый «батлы». В этом и есть вся суть Battlefield 1.
Лучший TPS – «Uncharted 4: A Thief`s End»
►Конкуренты: (1) «Tom Clancy's: The Division», (2) «Gears of War 4», (3) «Quantum Break».
Скорее всего, единственную ценность, которую старине Нейтану Дрейку не придётся красть – это награды, которые вручают при подведении итогов каждый год. Потому что серия игр Uncharted получила их сполна. Поэтому когда последние три части ушли со сцены, при этом увешанные самыми разными медалями и полным комплектов кубков всех мастей, что можно было подумать по поводу триумфа «Путь вора»? Естественно появились сильные сомнения. Добавьте к этому всему ещё новости о ключевых изменениях в студии разработчиков, слухи о мрачном сюжете и даже о гибели Нейтана в финале (потому что в своё время Нил Дракменн со своими товарищами был готов пойти на всё, лишь бы компания Sony оставила их в покое и позволила выпустить The Last of Us 2), то сомнения могли подкрасться даже не думая об этом.
Но тут на сцене появился Uncharted 4: A Thief`s End и тем самым убрал все вопросы, сомнения и прочую «смуту», которая начала сгущаться над серией. В итоге став лучшей игрой и тем самым завершением серии. Сохранив абсолютно все те детали, за которые игроки и полюбили серию: за атмосферу авантюризма, весёлый юмор, харизматичных персонажей и, конечно же, за зрелищные трюки (с ними даже получился небольшой перебор). Авторы вывели сюжет серии совершенно на другой уровень. Оказалось, что при определённом должном подходе история о поиске сокровищ вполне хорошо сочетается с гораздо более серьёзными и сложными темами, которые без проблем могут похоронить игрока под завалом некой банальности – этим самым я передаю привет Rise of the Tomb Raider.
Разумеется Uncharted 4: Путь вора имел конкурентов. Первым делом – это Gears of War 4, которому искренне теперь сочувствуешь. Да, студия The Coalition выпустила действительно отличную игру, тем не менее, сценаристы из студии Naughty Dog сыграли в эту игру лучше. Однако если бы Дрейк хотя бы разок дал слабину, то сегодня на «Олимпе» восседало семейство Фениксов, а не всеми любимый авантюрист. Годным получился и Tom Clancy's: The Division. Правда, после выхода парочки платных дополнений. Что тут ещё сказать? Извини, Tom Clancy's: The Division, но свою оптимальную геймплейную форму необходимо набирать к релизу, а не после релиза. Может в следующий раз получится лучше?
Нельзя не отметить и Quantum Break, который подавал неплохие надежды, но, увы, разочаровал. Вполне толковая команда, превосходная идея, годы работы – а на выходе всего лишь «проходняк». Однако не будет думать о плохом, ведь это конец года, а значит нужно праздновать, поэтому поздравим ещё разок лучший шутер от третьего лица Uncharted 4: A Thief`s End и практически лучшую игру уходящего 2016 года.
Лучший слэшер – «Dark Souls 3»
►Конкуренты: нет.
На самом деле ещё со времён самого первого Dark Souls не было такого случая, когда бы игру от Хидетаки Миядзаки не отметили в итогах года. Просто дело в том, что больно самобытными и во много исключительными они получаются в итоге, потому что каждый игрок в этих играх находит что-то своё и неповторимое. Для некоторых игроков – это умопомрачительная сложность. Да, она далеко не запредельная, но ощутимо высокая, чем в других играх. Для вторых – это тайны и их разгадки, попытки понять их смысл, а иногда осмыслить и более того – додумать сюжет, сеттинг, предысторию и события в целом. Для третьих игроков – это возможность вторгнуться в чужой мир, чтобы потом коварно подкараулить кого-нибудь или убить в исключительно честном бою один на один. Для четвёртых – это исследование причудливого мира, ведь From Software тешит молодых увлечённых исследователей по полной: невероятной красоты локации, хитрые и сплетённые между собой проходы, секретные враги, щедрые дары и бесславная гибель. Хардкор, как не крути.
В целом, всё вышеперечисленное имеется и в заключительной, третьей части знаменитой саги. Очнувшись в качестве бесславного покойника на захудалом погосте, всем пришлось проделать эпичный и трудный путь до самого королевского дворца, попутно уничтожив огромные легионы нежити, во главе которого стоит королевское семейство. Удалось накостылять даже «Душе Пепла» и в конце стать неким Тёмным Лордом.
Хотя, конечно, можно и не стать, но это уже как вам угодно. Однако приключение получилось незабываемым. Так что, решив на третьей части остановиться и закончить историю, разработчики оформили всё в лучших традициях серии. К тому же важно отметить ещё то, что серьёзные конкуренты в этом году отсутствовали. Ведь, например, белобрысый самурай в захваченной демонами феодальной Японии Ni-Oh выйдет только в 2017 году, а вышедший под самый конец года Let it Die от безумного господина Гоити Суды в русском «PSN» до сих пор не появился, да и вообще это будет «free 2 play». Если умолчу и за инди-барак, откуда доносились разные звуки, меня наверняка осудят, но в 2016 году ведущие туда «двери» лучше пока что не открывать.
Да и добавить больше нечего, потому что студия From Software, как обычно, держит марку. Конечно, это вдвойне ценнее, за что и получает заслуженную номинацию/награду в гордом одиночестве.
Лучший сэндбокс – «Watch Dogs 2»
►Конкуренты: (1) «Far Cry: Primal», (2) «Mafia 3».
Добротных песочниц в 2016 году было совсем немного. Хотя начинался год вполне себе бодро: в конце февраля вышел долгожданный Far Cry: Primal – новая игра, продолжающая идеи предшественника но только уже на первобытных рельсах. Вполне достойная игра, хотя и не лишённая стандартных хронических недостатков Ubisoft.
В ноябре вышла Mafia III, которая, как, оказалось, состояла только из недостатков: вместо привычного серьёзного мафиози на роль главного героя взяли страшного негра со шрамом, который бегал по городу и резал с особым рвением своим большим ножом всех врагов, словно он – Джейсон Вурхиз из «Пятницы, 13-е». Вместо интересных разнообразных миссий появилась монотонная возня с пополам размашистыми хулиганами. Вместо оптимизации PC-версии – огромный, страшный кусок кода, который до сих пор не работает должным образом. Однако нашедшие в себе силы игроки превозмогли первое впечатление и попытались похвалить игру: за музыку, управление автомобилем, неплохую стрельбу. Однако это совсем не то, чего ожидали игроки.
В некотором смысле новая «Мафия» даже чем-то похожа на Watch Dogs 2, потому что от этой игры тоже ожидали совсем другое. Однако Watch Dogs 2 получил большой плюс, а «Мафия» – минус. Так, вместо скучного, глючного и провального нечто о хипстерах-хакерах, появилась лучшая песочница этого года. Вместо глупого киберпанка-драмы появилась комедия, раскрывающая тему борьбы школьников с системой. На замену дождливого Чикаго пришёл пёстрый и солнечный Сан-Франциско. Наконец-таки у Ubisoft получилось вдохнуть жизнь в серию. Да, в итоге игра получилась чем-то вроде GTA V и Saints Row, но за то нескучная.
Причём «не скучать» в игре можно по-разному, потому что задания, как правило, в средствах достижения целей не слишком сильно ограничивают. Так что если хотите, тогда можете ворваться через главный вход со своим гранатомётом наперевес, но если хотите, тогда можно прятаться по углам. А вообще можно не пытаться просунуть свой нос на хорошо охраняемую территорию, проворачивая все делишки строго при помощи всяких дронов и дистанционного взлома. Так что Маркус со своими гаджетами далеко ушёл от первобытного австралопитека с его копьями и от горы чёрных мышц из «Мафии 3».
Лучший стелс-экшен – «Dishonored 2»
►Конкуренты: (1) «Hitman (2016)», (2) «Deus Ex: Mankind Divided».
Самое главное противостояние троицы «стелсов» прошло совершенно не так, как это предполагалось в самом начале 2016 года. Deus Ex: Mankind Divided, который казался самым сильным и главным претендентом на трон, даже квалификации прошёл с трудом: сильно подкачала оптимизация, сюжетная линия оборвалась на полуслове, а геймплей в целом остался на уровня Deus Ex: Human Revolution. Ведь нельзя считать значительными нововведения, когда Адам Дженсен способен выпускать взрывчатку не из гранатомёта, а из своего собственного запястья?
Новый Hitman, напротив, получил некое бесславье и позор в определённой форме, потому что где видано, делать эпизодический блокбастер? Тем не менее, выбранный разработчиками формат как не пошёл на пользу, так и не навредил. Каждый эпизод получился чистой сэндбоксовой картой. Каждая карта – масштабная. Самобытная. Интересная. На каждой карте есть куча нюансов и альтернативных путей прохождения игры. Плюс ко всему разработчики весь год развлекали игроков опциональным «эскалациями», предлагая совершенно новые цели и трудности на уже довольно знакомых картах. И к тому моменту, когда старые декорации успевали поднадоесть, поспевал следующий эпизод. В общем, основная причина, в связи с которой Hitman 2016 не стал «стелсом года» – это банальная вторичность: практически всё, что творил главный герой, он мог делать и в Hitman: Absolution 2012. Только теперь на замену коридорных уровням пришла «оупенворлодовая» свобода.
Совершенно другое дело создатели Dishonored 2, которое решили креативить от всей души. Совершенно новые декорации. Новый протагонист. Новый набор магических умений. Причём это только крупные изменения, которые можно заметить даже невооружённым взглядом. Однако менее ощутимые детали тоже имеют влияние – например, главный герой теперь активно комментирует то, что происходит вокруг. Причём комментарии напрямую зависят от ваших методов.
Первый Dishonored имел «плохой» финал – это был результат кровожадного прохождения. Воспринимался такой финал, как некое наказание. Неожиданное и несправедливое. Впрочем, подумаешь, вспорол пару десятков охранников, такое в каждой игре приходится делать, за что же мрачный эпилог? Так вот, в сиквеле подобных вопросов просто не существует: когда главная героиня рычит, тогда шепчет что-то о предателях, перерезая очередную глотку противника – как-то перестаёшь сомневаться в том, что в историю она войдёт как Эмили Кровавая. Так что необходимо либо смириться, либо перепроходить на не летальные методы. Либо вообще на стелс из серии «а меня тут не было». Благо Dishonored 2 позволяет каждый уровень проходить так, как заблагорассудится.
Лучшая стратегия – «Total War: Warhammer»
►Конкуренты: (1) «Homeworld: Deserts of Kharak».
Если бы вы только могли увидеть, насколько искренне, как широко и с риском открывая свой рот, начинают улыбаться сотрудники студии Creative Assembly, когда речь заходить об успехе их экспериментального проекта Total War: Warhammer. В такие моменты сразу понимаешь, какое счастье привалило им в этом году.
Конечно, могут сейчас найтись те, кто скажет, мол, проект и так был обречён на успех. Ведь с одной стороны находится популярный сеттинг, а с другой – известная серия. Как тут обойтись без успеха? Однако если говорить начистоту, то даже сами британцы немного сомневались в успехе: захотят ли фанаты исторических баталий сражаться с эльфами, орками и гномами? Да и хватит ли поклонникам вселенной Warhammer разобраться во всех тонкостях серии Total War?
Да и с выбором сеттинга всё не так просто, потому что он не казался идеальным, потому что Fantasy Battles – это ещё тот орешек, который разгрызть удавалось далеко не всем и каждому. Игры по вселенной отличные, только сравнивать со стратегиями от студии Creative Assembly не стоит. И дело заключается не в одних лишь масштабных боях, но и в необходимости приспособить механику серии Total War под вархаммерские реалии. Первым делом это касалось режима глобальной карты: взять бы, как минимум, кардинальное отличие между каждой расой, которые не давали возможности сделать их более-менее сбалансированными и одинаковыми на уровне стратегических игр, как это было с нациями в Total War. Так что для каждой расы требовалась своя особенная механика, которая при этом ещё бы была сбалансирована.
В итоге получилось так, что Creative Assembly добились успеха не потому, что были крепки задним умом, а просто благодаря упорной и кропотливой работе. Так что победу игра одержала в этой номинации далеко не по той причине, что конкурентов в основном не было.
Даже если взять в качестве примера Homeworld: Deserts of Kharak, то при всём уважении, она относится вообще к другой весовой категории. Игра скорее представляет собой конкурент для галочки: она получилось достойной, но как такого заслуг не имеет. Что же касается глобальных стратегий, то для них будет выделена совсем отдельная номинация. Всё-таки тактика в большинстве глобальных стратегий не играет такую важную роль, как в серии Total War.
Лучшая глобальная стратегия – «Civilization VI»
►Конкуренты: (1) «Stellaris», (2) «Polaris Sector».
За последнее время получилось так, что полка 4Х-стратегий просто пополняется, но качество далеко не так быстро растёт. Дерзкие новички всё чаще и чаще бросают вызов ветеранам индустрии, но в целом им никак не удаётся повлиять на общий расклад сил в поджанре. Проблема заключается исключительно в специфике темы. Глобальные стратегии становятся действительно хорошими, как правило, к третьей-четвёртой части, да и то только в том случае, если команда разработчиков остаётся прежней. Чтобы создать сбалансированную игру требуется определённый специфический навык, который не получишь собирая какие-нибудь мобы и шутеры.
Косвенным доказательством то, что больше всего хлопот в этом году авторам Civilization VI подставила игра Stellaris от студии Paradox Interactive и игра под названием Polaris Sector от авторов Remember Tomorrow. Иными словами – проекты от опытных авторов. Абсолютно все эти разработчики знают толк в этом деле. Тем не менее, первый конкурент, как, оказалось, слишком сильно страдает от довольно скучного мидгейма и практически от полной неразличимости рас: что птицы, что разумные гибриды – все живут практически одинаково. Вторая же игра в свою очередь получилось глубокой, но довольно вторичной, по сути копирующая предшественницу Remember Tomorrow. В конце концов, недочётов тоже хватает, по типу не подающей признаков жизни дипломатии.
Жаловаться в Civilization VI на недостатки не приходится, потому что их там скорее значительный перебор – перебор был так велик, что в последнем патче разработчики пошли на решительный шаг и «отрубили» несколько спорных деталей. Однако в целом это пошло только на пользу игровой механике, что и стало, кстати, залогом победы новой «Цивилизации» в данной номинации.
С другой стороны, стоит ли поздравлять Firaxis Games с победой, ведь рассматривать Civilization VI в качестве претендентки на звание «Игра года» нельзя даже теоретически. Для серии, которая именуется как «мать всех стратегий» – победа в данной номинации плохой результат.
Лучшая тактическая стратегия – «Shadow Tactics: Blades of the Shogun»
►Конкуренты: (1) «The Banner Saga 2», (2) «XCOM 2».
Абсолютно весь год XCOM 2 радовался тому, что имеет коронный браслет «Главный претендент на звание Лучшей тактики». Теребили разработчики этот браслет во всех своих когтистых лапках. Однако в апреле на заветный лакомый кусочек совершила покушение вторая часть игры The Banner Saga. Тем не менее, разработчикам XCOM 2 удалось отбить напасть северных вояк. Может быть, с третьей частью выйдет немного лучше.
Однако у самой финишной прямой авторы XCOM 2 неожиданно натыкаются на малопримечательную и малозаметную игру Shadow Tactics: Blades of the Shogun, отодвинув основного номинанта на второй план. К большому сожалению, XCOM 2 замерла где-то на середине с двумя неудобными очками действия на ход.
У ниндзя в свою очередь всё строго, по-военному и чётко по-восточному. Реалтайм, поле зрения, радиусы слышимости и прочее. Так что не шуми, не попадайся на глаза, отвлекай внимание и подстраивай несчастные случаи – только тогда ты сможешь подстроить несчастный случай. Тем не менее, если ниндзя из тебя, откровенно говоря, никакой – игра конкретно тебя накажет оружейным залпом, однако даст возможность спастись бегством, спрятаться в кустах и вернуться обратно на пересдачу с учётом того, что у противника появятся дополнительные патрули. Хотя можно воспользоваться моментом и применить бомбы седовласого сопартийца. Правильный маршрут, удобное место, выверенный бросок – и неумелый ниндзя быстро избавится от преследования. Каждая вторая миссия подкидывает новые дополнительные правила и сложности, к которым приходится адаптироваться, так или иначе. Словом, благодаря большому количеству логичных тактических нюансов Shadow Tactics: Blades of the Shogun отбирает заветный браслетик у XCOM 2.
Лучшая RPG – «Tyranny»
►Конкуренты: (1) «Final Fantasy XV».
«Тирания» взяла на себя роль ролеплеенья в довольно непростое время. Суть в том, что ещё бы немного и номинацию пришлось бы вручить Final Fantasy XV. И не потому, что японские RPG – плохие. Нет, это совершенно не так. Просто дело в том уж больно они японские: снова смазливый главный герой, с мечами по два метра в длину, с кучей «гринда» и опциональными Боссами, которых действительно можно бить часами. Ну и куда же без закрученного сюжета. Закрученного настолько, что если через пару часов после прохождения пролога посмотреть финальный видеоролик – будет вообще ничего непонятно. Тем не менее, Final Fantasy XV достойно зала славы RPG 2016 года. Как минимум по той причине, что иначе говорить о «Тирании» пришлось бы в полном одиночестве.
А говорить можно о многом касаемо Tyranny: о политике, погоде, истории и даже географии свежевыдуманного мира Терратуса. В беседах будут раскрываться личности. Слова будут ломать целые судьбы и даже менять курс истории. Впрочем, что ещё сказать, если правильно сформулированное воззвание в игре способно вызвать непогоду, спровоцировать жёсткое землетрясение или даже банально убить.
Понимая весь груз ответственности, сценаристы в Obsidian Entertainment оформили много страниц первоклассного текста. Однако в боевой составляющий студия немножко схалтурила – тут вы не встретите фантастических поединков с огромными Боссами и даже нормальных битв в стиле «стенка на стенку». В конце концов, даже Архонты – лидеры армий и просто легендарные бойцы – умирают довольно скромно, быстро и без каких-либо фанфар.
Так что между «Тиранией» и «Фантазией» возникло своеобразное противостояние: японский коллектив решил плюнуть на заветы старой школы и выдал практически открытый мир, а вот в «Тирании», наоборот, сюжетную линию «гонят» строго по линейным рельсам, как в какой-то классической JRPG. Поэтому борьба между номинантами жаркая и в какой-то степени равная. Тем не менее, победу всё же решено было присудить именно Tyranny: в год бесконечных «оупенворлдов» и сэндбоксов качественное приключение встречается намного приятней на контрасте остальных современных игр.
Лучшая адвентюра – «Danganronpa: Trigger Happy Havoc»
►Конкуренты: (1) «One Day in London», (2) «Sherlock Holmes: The Devil`s Daughter», (3) «Obduction».
Как правило, все адвентюры крутятся вокруг героя. Герой в свою очередь молодец. Герой раскрывает невозможные дела. Он каждый раз выпутывается из всевозможных смертельных передряг, а если есть сиквел – наш «сокол» опять-таки будет в нём играть почётную первую роль. Однако разработчики игры Danganronpa: Trigger Happy Havoc послали все эти шаблоны в самую даль и обратились к традициям ужастиков-слешеров, то есть решили построить игру не вокруг героя, а вокруг злодея.
Остальные участники этой пьесы, в том числе и протагонист – это ходячие архетипы: заносчивый отпрыск богатой семьи, толстый гик, глупая спортсменка, до невозможности ответственный староста, вспыльчивый байкер и так далее. Все они – ученики престижной школы для особо одарённых людей, которые неожиданно для себя обнаружили, что в учебном заведении они остались в полном одиночестве, а все другие пути наружу наглухо запечатаны. В этот момент на сцену выходит главная звезда игры – Монокума. Кто это? Радиоуправляемый чёрно-белый медведь, самопровозглашённый завуч школы, который будет то и дело всю игру беспощадно троллить учеников и подлым голосом напоминать, что выбраться из школы достаточно легко – достаточно всего лишь убить кого-нибудь из одноклассников и убедительно свалить вину на кого-нибудь другого.
Однако самая потрясающая черта Danganronpa: Trigger Happy Havoc заключается в том, что игра умудряется сочетать в себе противоположности. Вот с одной стороны – ученикам нельзя не сочувствовать, тем более что спустя какое-то время в этих людях появляются черты, которые тем самым превращают их из набора типичных стереотипов в неповторимые личности. С другой стороны – каждая новая выходка подлого медведя вызывает неповторимую улыбку, даже когда понимаешь и знаешь, что в скором времени из-за этой выходки одному герою точно придёт конец.
Но это не всё, потому что Danganronpa: Trigger Happy Havoc сильна ещё и своей детективной составляющей. Хотя испортить всё расследование очередного убийства, упустив улику или сделав неправильный вывод, игра вам не позволит, пройти методом тыка тоже не получится – слишком много вариантов решения предлагают игрокам в каждый ключевой момент. Так что каждый раз приходится внимательно изучить все имеющиеся на руках доказательства, сопоставлять разнообразные показания, а иногда даже напрягать свою собственную память – парой понять, в какую сторону следует «копать», помогает всего лишь одно-единственное слово, неосторожно обронённое накануне очередного преступления. Иными словами, даже детективная часть у японской игры намного сильнее, чем у самого ближайшего конкурента – Sherlock Holmes: The Devil`s Daughter. Так что и сравнивать «мирные» сюжетные ветви даже смысла уже нет.
Лучшая инди-игра – «Firewatch»
►Конкуренты: (1) «Superhot», (2) «The Witness», (3) «Unravel», (4) «Inside», (5) «Stardew Valley».
Сама главная трудность в ходе определения лучшей инди-игры заключалась в том, что претендентов было не только много, но и все они были очень разными. Ну, вот по какому критерию можно сравнить между собой шутер Superhot и головоломку The Witness, кроме как по цене в «Steam»? А вот, например, Inside, игру от авторов всеми известной Limbo, – с No Man`s Sky? Хотя, действительно, с No Man`s Sky лучше теперь вообще ничего не сравнивать.
Ну, или вот взять Stardew Valley, которая буквально взорвала чарты продаж так, что любому другому блокбастеру это и не снилось. Или тёплый, вязаный Unravel? Как выбрать что-то лучшее? Поэтому было решено, что самой лучшей игрой станет та, которая смогла больше всего удивить. Ведь, в конце концов, задача инди-разработчиков – удивлять игроков, искать новые решения, ходы и подходы, которые не смогли отыскать парни со своими большими бюджетами. Так вот по этой причине в лидеры вышла игра Firewatch: если к остальным играм до релиза относились нейтрально или с симпатией, то вот этому победителю пришлось выбираться из «минусов».
Проблема заключается в жанре. Симуляторы ходьбы калибра Dear Esther, по мнению этой редакции, можно вполне свести к симулятору стояния на месте или просмотру какого-нибудь одного большого ролика. Назвать это играми можно разве что через призму нескольких стаканов абсента. Так что именно поэтому и к Firewatch отношение было соответствующее. Всё-таки, работаешь ты обычным лесничим, блуждаешь по парку, следишь, чтобы везде был порядок, чтобы пожара не было, да и общаешься по рации со своей коллегой – игра-то тут где?
Однако в студии Campo Santo тщательно подготовились к этому вопросу. Поэтому сведя к минимуму интерактивную часть, разработчики действительно создали самую настоящую игру, в которой начинаешь переживать самый широкий спектр эмоций. Но самое главное всё же то, что в этой игре ты себя чувствуешь всего лишь бесплотным наблюдателем, а именно самым непосредственным участником тех событий, которые происходят на экране. Ты приходишь к пониманию того, что именно от твоих действий действительно может что-то зависеть, даже если это просто иллюзия. И сюжет, конечно. Не буду кричать, мол, история «захватывающая» или «завораживающая», но эта история в Firewatch действительно стоит потраченного времени на игру.
Лучший аддон – «The Witcher 3: Blood and Wine»
►Конкуренты: (1) «World of Warcraft: Legion», (2) «Fallout 4: Far Harbor», (3) «Pillars of Eternity: White March».
Без сомнений, что лучшим аддоном (дополнением) может быть названо лишь то, которое вышло к одному из игровых шедевров. Впрочем, что немедленно даже сужает круг кандидатов до считанных единиц. С другой стороны – выбрать в этом году было всё-таки из чего.
Фаворитом гонки от начала и до конца был, конечно же, обильно залитый кровью виноградник Геральта, поскольку и сам «Ведьмак 3: Дикая Охота», и все сюжетные дополнения к нему были выполнены на самом высоком литературном уровне и с полным правом признаны произведениями искусства. Так что в плане насыщенности и переплетениях сюжетных линий «Кровь и вино» без особых проблем смогла уделать не только дополнения «White March», но и дополнение «Far Harbor» для Fallout 4 без особых усилий.
Так что, по сути, самую серьёзную конкуренцию Геральту смог сопоставить один лишь «Легион» – одно из самых удачных дополнений для World of Warcraft, что когда-либо выпускала компания Blizzard. Так что бой проходил на равных, поэтому была бы возможность выдать награду обеим играм, то никто бы из этих двух номинантов не остался без своего почётного места. Однако если выбирать что-то одно, тогда это конечно будет «Кровь и вино». Слишком уж замороченной получилась прокачка легендарок в «Легионе». Конечно, многие не считают это в качестве недостатка, так что претензия, получилась, как минимум неоднозначной. Однако к дополнению «Blood and Wine» вообще претензий никаких нет.
Так что первое место достаётся отполированному до блеска, выверенному в каждой мелочи, с идеальным подобранным соотношением вина и крови дополнению к прошлогодней игре года. И лишь статус дополнения этой игре не даёт возможности претендовать на нечто большее, а жаль.
Лучшее приключение – «Inside»
►Конкуренты: (1) «Unravel», (2) «The Last Guardian».
На английском этот жанр называется довольно просто – adventure. Точно и громко. По-русски – сплошное мучение. Какая-нибудь «адвенчура» смотрится на письме ещё хуже, чем даже звучит. Причём когда говоришь «приключение», тогда в эту номинацию сразу же лезут игры из серии Uncharted. Поэтому говорю сразу, что тут выбраны игры-истории, которые не боевики, а именно adventure.
Главный герой Unravel – это вполне обаятельный шерстяной человечек по имени Ярни, полный заразительного любопытства в отношении окружающего мира. События игры происходят буквально под ногами: на камешках, в высокой траве, в ручейках, в сугробах. Особая тяга шведских разработчиков к домашнему уюту и суровой скандинавской природной красоте нашли своё отражение в стилистике игры. Поэтому тут есть всё: довольно симпатичные интерьеры, пасторальные пейзажи, душистый лес, ветреная набережная и даже заснеженная опушка.
Игровой процесс завязан, так сказать, на пряжу: двигаясь по очередному уровню, Ярни будет встречать разнообразные препятствия, преодолеть которые можно исключительно при помощи нитей. Иной раз приходится смастерить тарзанку, перебросить её через мостик, соорудить блок – все эти задачи и ведут к нехитрой сюжетной линии. К тому же, в игре присутствует отличная графика и звук, а от небольших студий обычно такого не ждут.
Тем не менее, Unravel назвать идеальной нельзя, просто игра имеет один довольно существенный козырь: она делает игроков вновь маленькими детишками. Игра вновь учит радоваться обычным простым вещам. Например, куче осенних листьев, трёхколёсному велосипеду, упавшему с дерева яблоку и просто возвращению домой. И временами такое приключение на самом деле необходимо.
А вот The Last Guadian – это гость из прошлого. Игра довольно редкая. Игра редкая настолько, что такого больше сегодня даже и не встретишь. Талантливый геймдизайнер Фумита Уэда подарил целую историю. Историю приключения двух совершенно непохожих друг на друга созданий. В центре сюжета – взаимоотношение безымянного мальчика и странного существа, огромного зверя по имени Трико.
К тому же, игра представляет собой просто красивую головоломку. Отдельно стоит отметить грифоноподобного питомца, программный код для которого буквально живёт своей жизнью: кошачья грация существа сочетается с грозным зверины рыком и эффективной молнией из хвоста. За повадками этого существа не то, что постепенно начинаешь просто наблюдать – со временем ты привязываешься к нему.
Отдельно стоит отметить Лондонский симфонический оркестр вместе с практически кинговской манеру подачи истории – всё это превращает концовку истории в самое длинное испытание для игроков. Так что ценители приключений не должны обходить стороной эту игру.
А вот после успеха Limbo казалось, что датчане из студии Playdead просто пойдут по уже проторенной дорожке. Ведь Inside представлял на первый взгляд собой лишь очередной мрачный платформер про мальчика, который откуда-то сбегает. Однако оказалось, что это лишь первое впечатление, а сама игра представляет собой куда более увлекательное и цельное путешествие. Да и тяжёлых мыслей игра оставляет после себя не меньше.
Разработчикам настолько хорошо удалось овладеть языком символов, что они в принципе решили отказаться от диалогов и других сценарных деталей. Inside берёт исключительно своим визуальным образом и кинематографичным ракурсом, где каждая деталь несёт в себе частичку тяжёлой атмосферы. Сюжет, графика, звуки и даже задания способствуют тому, чтобы у игроков бегали мурашки по спине. Причём даже головоломки вставлены так хорошо, что не кажутся больше инородными элементами. Они дополняют сюжет, но не отвлекают от него, решаются быстро и не встречают скучным однообразием.
Прохождение Inside занимает максимум три часа, а эмоций дарит столько, что смело, могут завидовать самые крупные игры. Так что стоит увидеть титры, как захочется пробежаться ещё разок, подбирая попутно «крохи» сюжета в попытке отыскать все ответы на вопросы. Именно поэтому игра заслуживает первое место в этой номинации – за тяжёлый и длинный кошмарный сон, который хочется увидеть ещё разок.