Помните поговорку о том: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт»? Почему-то название «Prey» для игры – такое же проклятье, как «Беда» для пассажирского судна. Первая часть Prey оказалась невероятно жутким долгостроем, которую начали разрабатывать в середине 90-х, а закончили и наконец-таки выпустили с грехом пополам в 2006 году, после череды смен разработчиков и ещё больше концепций. Потом анонсировали вторую часть, но и её постигла такая же судьба: не успели игроки порадоваться про межзвёздного охотника за головами, как проект скоропостижно закрыли.
Глубоко в душе сейчас каждого «грызёт червячок» сомнения, подобный тому, что был ещё во время пресс-показа No Man`s Sky. То, что сейчас рассказывают о новом Prey – это определённо интересно. Можно превращаться в любые маленькие предметы. Можно бродить где угодно по открытому миру космической станции и исследовать все её уголки. Задачи можно будет решать любым способом, даже тем, до которых не смогли додуматься сами разработчики. Да, это не совсем та игра, в которой процедурно генерируются квинтиллионы планет, но вопрос возникает примерно такой же: как в это играть?
Но несколько месяцев тому назад на Е3 2016 разработчики сообщили, что серию ожидает полный и тотальный перезапуск. Причём занимается разработкой новой части студия Arkane, известная благодаря серии Dishonored, игре Arx Fatalis и игре Dark Messiah of Might & Magic. И вообще теперь это будет не просто шутер, а научно-фантастический экшен про эксперименты над человеком и одиночество в открытом космосе.
Коротко с Prey нас знакомили ещё на «QuakeCom 2016» где стало известно, что в игре пойдёт речь о захваченной пришельцами космической станции под названием «Талос-1». Перестрелок будет не слишком много. Однако это не значит, что их там вовсе не будет – нет. Просто упор в новом Prey делается на исследование мира, предметов (включая оружия) и разнообразных умений. И самое главное – новая игра к прошлой части Prey, где шла речь об индейцах и порталах, не имеет абсолютно никакого отношения.
Выход есть всегда
Для того чтобы куда-нибудь попасть, недостаточно долететь до нужного люка и пробраться внутрь. Ведь, скорее всего, этот люк будет прочно заперт. А может даже и напрочь завален хламом. Или вовсе сломан, поэтому придётся отыскать другой путь – обходной. К примеру, через вентиляционные системы станции.
К тому же, каждую ситуацию, с которыми вы будете регулярно сталкиваться в ходе прохождения, можно будет решить разными способами. Завал, к примеру, можно будет «разобрать» при помощи взрывов, голыми руками или вообще сдув в сторону, предварительно отыскать рядом включатель воздушных потоков.
→ Свободно передвигаться можно будет и за пределами станции – в условиях нулевой гравитации. Говорят, что благодаря этому прохождение может быть совершенно другим и не похожим на остальные.
От закрытых дверей можно будет найти код, либо же их просто взломать (если будет прокачан соответствующий навык). Ну, или действительно воспользоваться вентиляционными шахтами, чтобы обойти препятствие. А в случае, если дальше путь будет преграждён вентиляторами, тогда их можно сломать при помощи оружия или остановить впечатляющей и эффективной клеевой пушкой, которая на данный момент позиционирует себя, как одна из главных «изюминок» игры. Поэтому сейчас и идёт наряду с гравипушкой из Half-Life 2.
Или последний вариант – превратиться во что-то маленькое и довольно твёрдое, чтобы быстро пролететь между лопастями. Можно также, таким образом, заклинить мусор, от которого ранее вы избавлялись, чтобы открыть соседние двери и пройти дальше.
→ Это зимний сад под куполом. Станция вращается в режиме реального времени, поэтому есть смысл понаблюдать за тем, как перемещаются небесные тела снаружи.
Собственно, огромная доля загадок в новом Prey строится строго на интуитивном использовании возможностей, которые имеются в вашем распоряжении. Однако это и не головоломки в классическом понимании этого слова, где обычно имеется одно верное решение. Лучше сказать, что головоломки в Prey и их решение – это некие жизненные коллизии, которые прекрасно известны, на атакованных пришельцами космических станциях. Поэтому если вы раньше задумывались, почему нельзя сделать груду хлама на месте и добраться до третьего этажа сразу, вместо того, чтобы искать обходной путь, тогда эта игра определённо вас порадуется, потому что главный геймдизайнер Prey уже об этом задумался.
→ На станции есть выжившие, но и их число можно сократить. Без каких-либо разговоров можно открыть стрельбу по живым и нормальным людям. Само собой подобные действия влияют на концовку, но к сюжетному тупику это точно не приведёт.
В качестве демонстрации разработчики продемонстрировали неработающую шахту лифта – вполне себе стандартная деталь (эпизод) любой компьютерной игры. Только на этот раз это эпизод можно будет переиграть разными путями. Например, можно классическим образом попытаться отремонтировать этот лифт, предварительно отыскать генератор для подачи электричества и другие необходимые запчасти. А можно использовать воображение и выстроить лестницу при помощи своей клеевой пушки, тем самым избавив себя от огромной части «головной боли», которая заключается в поиске важных деталей. Правда в дальнейшем, придётся вновь и вновь создавать подобную лестницу, поэтому, возможно, может действительно лучше заняться починкой лифта.
Но в целом, всё строго на ваше личное усмотрение. Путешествовать по станции можно хоть по потолку и стенкам (если, конечно, найдёте способ). Потому что перед нами сейчас та игра, в которой разработчики поощряют любые действия игроков.
Богатство станции «Талос-1»
Кстати, вышеописанный уровень с лифтом носит название «Арборетум» и представляет он собой огромных размеров призрачный купол, который расположен на самой верхушке космической станции. К тому же, именно в этой локации мне удалось понаблюдать за тем, как станция вращается по вертикальной оси, а мимо иллюминаторов величаво будто «проплывает» Луна и наша родная голубая планета. К тому же, в этом же месте находится и гидропонический сад с плодовыми деревьями. Так что не стоит создавать мнимое мнение, мол «Талос-1» авторы ограничили лишь одними каютами и коридорами, которые их соединяют. Тут везде довольно интересно.
→ Prey точно научит вас смотреть по сторонам. Например, если в определённый момент забыть посмотреть наверх, тогда ненароком наткнётесь на кучу неприятностей. В данном случае в этот кокон лучше всадить заряд дроби без каких-либо размышлений.
В целом авторы довольно ответственно подошли к дизайну. Впрочем, с другой стороны это даже не удивительно, потому что в студии «Arkane» – это было взято всегда за основу. В новом Prey используется в качестве основы ар-деко, но разработчики пошли дальше и немного его модифицировали, чтобы он соответствовал эпохе завоеванию космоса. В результате получился стиль, который они прозвали «нео-деко». Что именно представляет собой этот стиль видно уже на иллюстрациях – довольно любопытная смесь старины, типичной футуристики и электроники времён «БЭСМов» из 60-х годов. Ещё очень интересный факт: в качестве образца ещё был взят интерьер реального отеля под названием «Viceroy». Так что если вас занесёт в Нью-Йорк, либо Абу-Даби, тогда можно будет отыскать довольно знакомые игровые элементы.
Однако это далеко ещё не всё. Создатели двинулись дальше и решили, что необходимо показать то, что станция строилась далеко не сразу, поэтому локации выглядят по-разному. Давайте вспомним Portal 2, где в ходе прохождения главная героиня попала в старые здания «Aperture Science». Какой это вызвало трепет? Так вот, в новом Prey ситуация примерно такая же.
→ Несомненно, самое интересное оружие на данный момент – это клеевая пушка. Стреляет это оружие довольно прочной монтажной пеной, поэтому при помощи неё можно обездвижить противника и возводить разнообразные полезные конструкции.
По мере прохождения и спуска к нижним ярусам, можно будет заметить, как меняется местная архитектура. Причём вплоть до того, что даже наткнётесь на старую психотроническую лабораторию, где будет полным-полно надписей на русском языке. И это не удивительно, потому что согласно предыстории новой игры, станция строилась в тесном содружестве между США и СССР.
Это в нашей вселенной и реальности они смотрели друг на друга мрачными взглядами из-под железного занавеса на условиях «холодной» войны. А в новой игровой вселенной Prey Кеннеди, например, удалось выжить после громкого покушения, поэтому история начала развиваться в дальнейшем совсем иначе.
Знакомый голос …
Третьей локацией стали «Каюты персонала» и вот эта локация как раз ближе всего показывала то, что именно должны мы себе представлять при слове «космическая станция». Огромные и длинные коридоры. С левой и правой стороны – жилые помещения. Столовые. Клубы. Санузел. Даже спортзалы. К тому же, каждая дверь подписана, а большая часть дверей заперта.
Но, если вы будете внимательно осматривать все трупы, тогда, к примеру, обнаружите, что безымянных людей в игре просто не существует и эти имена вы наверняка уже встречали, осматривая каюты с надписями. К тому же, в карманах частенько можно отыскать голосовые записи и ключи, которые позволяют открыть какую-нибудь определённую каюту и тщательно обыскать её.
→ Путешествие по системе «G.U.T.S.» требует стойкого вестибулярного аппарата. Кроме того, тут водятся маленькие монстры – цистоиды – они реагируют на движение, подлетают и взрываются. Отвлекать их лучше всего при помощи всякого хлама.
И помимо ценной добычи по типу ресурсов или же оружия, можно будет более тщательно изучить игровой мир. Посмотреть, как жили или до сих пор живут люди, немного глубже окунуться в прелести атмосферы новой переосмысленной игры. Напоследок отмечу, что большую часть замков можно будет и банально взломать – это один из очень полезных навыков, как обычно.
Кстати, на этом же уровне разработчики раскрыли небольшой секрет и продемонстрировали одну из сюжетных головоломок: чтобы открыть двери, необходимо произнести кодовую фразу и вслух, причём именно тем голосом, который был занесён в систему. Проблема только в том, что обладательница голоса уже давным-давно мертва. На этом этапе может показаться, что выхода нет, но он есть – необходимо побродить по локации и собрать аудиозаписи, после чего на их основе синтезировать необходимые слова.
→ Неприятность, которую можно преодолеть без труда при помощи клеевой пушки: закрываете дыры и спокойно проходите. Кстати, если выстрелить по газовой трубе, тогда можно создать фонтан из огня.
После этого вновь начинается тотальная нелинейность. Искать конкретную запись не придётся. Да и находить все записи совсем необязательно. Просто необходимо добыть несколько минут речи для образца, а эти записи отыскать можно где угодно: личные дневники, записи автоответчики, голосовые объявления и многое другое. Куда вы отправитесь, где аудиозаписи будете искать, что будете искать – это сугубо ваше личное дело.
Мимики
Разумеется, свободно путешествовать по станции не получится не только из-за запертых дверей, завалов и прочего. В ходе прохождения предстоит не раз столкнуться ещё и с монстрами. С мимиками, например – маленькие паукообразные существа, умеющие принимать форму и вид других вещей/предметов – с этими опасными существами нас познакомили ещё на самом первом показе. Ещё предстоит столкнуться с фантомами – бывшие люди, превратившиеся в чудищ неизвестно по какой причине. Однако на последней презентации авторы сказали, что фантомы будут делиться на несколько видов.
Но двинемся дальше, потому что авторы представили и другого монстра – «полтергейста». Это существо умеет становиться невидимым и швыряться предметами окружения. На деле это всего лишь некое колебание воздуха и простое мерцание, поэтому приготовьтесь к тому, что придётся следить в оба и внимательно прислушиваться к окружению.
→ Масштабные перестрелки в Prey можно не ждать. Во-первых, оружия на космической станции будет не много. Во-вторых, проблемы чаще требуют, чтобы игроки пользовались смекалкой и хитростью.
Следующий монстр – это некий контролёр. Его бесхитростно называют телепатом, а обычных людей он умеет обращать в зомби. Впрочем, процесс этого «зомбирования» обратим, потому что после смерти этого чудища все подконтрольные люди просто падают без сознания. Что, кстати, ещё раз ставит игрока перед выбором – убить или попытаться спасти захваченных обитателей станции, тем самым уничтожив лишь одного монстра. Как и в серии Dishonored, концовка будет сильно зависеть от вашей степени «кровавности».
К тому же, телепат умеет временно лишать героя пси-способностей. Помимо трёх основных веток прокачки, в которые входит наука, инженерия и безопасность, будет три инопланетные ветки: энергия, телепатия и морфинг. Однако чтобы изучать эти ветка, мало того, что нужно вкладывать местный аналог праксиса, так ещё и подсмотреть умение у пришельцев.
→ Не подумайте, что у вас с фокусировкой проблемы – это просто фантомы размыты при движении. Выглядит картина эффектно и жутко, согласитесь.
В этом деле вам поможет сканер, прозванный психоскопом. При помощи этого устройства, врагов можно будет находить даже в том случае, если вас разделяют стены, а если вам повезёт, тогда чудище можно будет ещё и изучить – то есть извлечь из него полезную информацию. Но это далеко не всё. Помимо того, что сканер подскажет, как монстр называется, появится и много другой не менее полезной информации вместе с данными. В целом, изучать врагов предстоит до той степени, пока умения не будут полностью изучены и улучшены. У мимиков, например, можно будет «подсмотреть» способность к трансформации. У фантомов – к пирокинезу, телекинезу. У телепатов – к управлению сознанием на расстоянии.
Однако самое интересное в этой прокачке то, что каждое изученное умение будет приближать героя (или героиню) к опасной черте, переступив которую, вас перестанут считать за человека и будут принимать за чужого. Но касается это не только немногочисленных выживших обитателей станции, но и ещё систем безопасности, которые будут запрограммированы за отстрел «инородных тел», так что перед тем, как углубиться в прокачку, хорошенько подумайте, а нужно ли оно вам?
Боевой арсенал космонавта
Что касается «человеческих» умений, то их можно изучать без каких-либо опасений: взлом даст возможность проникать туда, куда нужно; ремонт (починка) – позволит восстанавливать оружие (а в игре оно будет ломаться достаточно быстро) и личные дневники (только мастер сможет вытащить информацию из разбитого планшета), да и другие устройства.
→ Разводной ключ – это самый верный друг при атаке на космическую станцию инопланетными существами.
Изучение наук даст возможность препарировать инопланетян, извлекая тем самым из них ресурсы и создавая более серьёзные и сложные механизмы. Но помните всегда о том, что за пси-силами спрятан совсем другой геймлей, так что устоять будет достаточно трудно.
Всякие огненные шары и кинетическое бомбы используются совершенно не так, как обычное оружие. После активации уникального умения игра тут же замирает и становится на паузу, давая тем самым возможность обдумать применение умения. Однако если будете двигаться, тогда и пауза снимется. Так что, если замрёте вы – замрёт и остальной мир. Впрочем, даже гадать не нужно, откуда авторы позаимствовали эту идею – из недавно вышедшей игры Superhot. Стоит также отметить, что у многих пси-умений есть и довольно мирное применение, например, пси-толчком можно воспользоваться для того, чтобы взобраться на большую высоту.
Помимо всего вышеперечисленного, в новом Prey ещё есть элементы «выживастика»: главный герой может получить травму, получить облучение радиацией, отправиться и даже проголодаться. Смерть без еды за вами не придёт, однако чтобы здоровье регенерировало, необходимо быть сытым.
На отдельном индикаторе будет ещё показано состояние скафандра, который можно также повредить и остаться без какого-нибудь важного функционала, например, без джетпака. Последний, правда, даст возможность летать только в невесомости, а в местах, где есть гравитации – разве только планировать с большой высоты без какого-либо риска сломать свои ноги. Скафандр также можно будет улучшать, увеличивая запас брони, реактивного топлива или же кислорода.
Новое направление
Разработчики утверждают, что с тех пор, как они выпустили Arx Fatalis в 2002 году, они продолжают выпускать тот самый Arx Fatalis, но только с разными названиями и сеттингами. Поэтому где-то упор делается на экшен, как это было когда-то в Dark Messiah of Might and Magic, а где-то на стелс, как в серии Dishonored. В новом Prey упор делается на головоломки и исследования.
Сейчас только действительно странно ощущается стрельба, но игра явно не про стрельбу. Стычка с очередным чудищем – это не какая-нибудь проверка на меткость или реакцию, а тест на хитрость и умение пользоваться своими возможностями. Сумеет ли, например, мимик обмануть внимание игрока и под видом чемодана атаковать с тыла? Удастся ли фантомам распознать игрока в катящейся по полу кружке, когда всего лишь нужно дёрнуть за рычаг в другом конце комнаты? Потом и вовсе в бой вступать не придётся.
→ Знакомьтесь, телепат.
Но и совсем обойтись без стрельбы никак не получится, потому что некоторые враги будут играть роль «Боссов», поэтому их предстоит уничтожить, чтобы пройти дальше. Конечно, расчётливый игрок наверняка сможет свести все эти бои к парочке выстрелов в упор при помощи пси-умений. Впрочем, есть ли другое оружие в игре, кроме тазера, пистолета, дробовика и разводного ключа – пока что неизвестно.
В итоге
Вернусь обратно к опасениям, которые были и перед выходом No Man`s Sky. Хочу отметить, что авторы создают довольно сложно игровую систему, поэтому пока что толком не ясно, как это будет работать на деле. Обещано огромное количество возможностей, поэтому главное, чтобы всем можно было воспользоваться. И не сведётся ли всё к повторению одних и тех же действий? К примеру, к повторению самого эффективного действия.
Впрочем, сомневаться в Arkane Studios трудно, ведь за их плечами немалый кредит доверия. Как минимум, в интересной истории точно сомневаться не придётся. Тем более, учитывая то, что игра намекает на нечто грандиозное, какой-то неслыханный эксперимент, предназначенный изменить человечество и про то, что в ходе этого эксперимента что-то пошло не так. Ну что же, в скором времени увидим.