Если честно, то с момента анонса Gears of War 4 особого ажиотажа никак не вызывала. Разработкой игры занялись другие новые люди, механика практически не поменялась. А произведение и содержащие в нём события казались «притянуты за уши»: события четвёртой части разворачиваются спустя 25 лет после событий трилогии, играть приходится за сына главного героя опять-таки трилогии и непонятно откуда выползли странные твари, причём довольно подозрительно похожие на хорошо знакомых старых врагов. Собственно, ничего такого нового и тем более интригующего. Однако разве это справедливо? Как оказалось – да и нет.
За время с момента анонса и вплоть до релиза Gears of War 4 успели уже сравнить даже с седьмым эпизодом «Звёздных войн». Так вот после прохождения сравнения становятся как никогда актуальными. История показалась «притянута за уши»? Верно. Разработчики работали по старой схеме? Вы опять-таки правы. В Gears of War 4 играется абсолютно так же, как и 5 лет тому назад? Вы в очередной раз правы.
Тем не менее, насколько же это круто. В The Coalition на самом деле рассуждали здраво, поэтому и сделали вывод, что создавать какой-то «революционный» Gears of War, рановато. Однако хорошо бы было исправить старые надоевшие всем ошибки, углубиться в историю и, в конце концов, напомнить поклонникам серии, за что именно они полюбили эти игры. Ну и завоевать новую аудиторию. Куда же без этого?
Новая история
Настроение и общие ощущения от игры тоже изменились, причём кардинально. В Gears of War 4 не стоит ожидать ощущения отчаянья и того самого военного мрака, который присутствовал в первых двух частях. Однако и ощущений из солнечной третьей части в Gears of War 4 тоже нет. Если оценивать исключительно атмосферу и историю четвёртой части, тогда Gears of War 4 – это абсолютно другая игра.
→ Местные бури будут мешать на протяжении абсолютно всей игры. Но именно с ними будут связаны одни из самых интересных моментов в игре.
Сначала игра будет напоминать какой-то приключенческий боевик в стиле серии Uncharted, но затем она превращается нечто вроде ужастика, где главные герои блуждают ночью и пытаются разобраться в тенях, что определить своего нового противника. А в конце, как и положено, игрокам предоставляют «порцию» эпичных моментов. После чего история в целом производит положительное впечатление.
Gears of War 4 – это не шедевр однозначно. Тем не менее, следить за сюжетной линией и повествованием от начала до конца довольно интересно. К примеру, с историей новой части вас познакомят любопытным способом, словно последняя часть – это не долгожданное продолжение культовой и мрачной трилогии, а некое задорное приключение. В Gears of War 4 представлен отстроенный, более светлый и полный «зелени» мир. И это непривычно. Особенно новые ключевые герои: беззаботные лоботрясы, которые с проблемами своих родителей на планете никогда не сталкивались.
Джей-Ди Феникс – это тот самый сын главного героя трилогии и по совместительству именно он является главным героем Gears of War 4. Парень имеет лучших друзей – Кейт и Дельмонта. Так вот главный герой вместе с друзьями, вечно пьянющим Оскаром и дядькой Кейт, отправляются в рейд к поселениям Коалиции с целью украсть там источник энергии.
→ Кейт – это симпатичная и милая девушка. Да и костюмчик у неё довольно стильный. Предвкушаем много косплея на эту тему.
Вообще главный герой – это дезертир, преступник, находящийся в бегах и просто ещё тот авантюрист. Остальная компания друзей тоже далеко от него не ушла. Они регулярно шутят, «подкалывают» друг друга, беседуют о жизни и просто с невообразимым удовольствием громят роботов Коалиции. Однако совсем скоро всё изменится, потому что беззаботным временам придёт конец, на планету вновь возвращается война. Так уж получится, что именно эта «горстка» людей первыми столкнуться с совершенно новой, возможно, более страшной угрозой – «Роем».
Кстати, тех, кто боялся того, что новички окажутся скучными, спешу успокоить. Суть в том, что следить за новыми героями интересного с самого начала. Ребята будут постоянно о чём-то болтать, много и даже вполне себе удачно шутить. А ещё между ними явно начинаешь чувствовать некую связь. Особенно интересно посмотреть на то, насколько герои по своей природе юны. Например, на мир они смотрят не совсем так, как солдаты, которые повидали всякое, из отряда «Дельта»: молодые ребята постоянно стараются найти повод как-нибудь отшутиться, регулярно смеются, иногда познают страх или искренне удивляются каким-нибудь новым находкам.
→ Отношения между Джей-Ди и Маркусом довольно напряжённые. Однако какая за этим стоит история – только намекают.
А вообще лучше всего будет характеризовать героев тот факт, что, сталкиваясь с очередной угрозой, герои тут же дают непонятным тварям свои «уникальные» имена, от чего бой выглядит какой-то игрой. Всё это навевает мысль о том, что юные ребята получают удовольствие о того, что им напоминает о подвигах родителей. Всё-таки в тени «героев войны с локустами» им точно было бы не слишком комфортно.
Дельмонт будет регулярно ныть и смешно паниковать, но со стороны явно видно, что с Джей-Ди они дружат уже довольно долгое время и тем более через многое вместе прошли. Кейт в свою очередь довольно изобретательная и просто милая девушка. В конце концов, даже пьяница Оскар имеет смешной акцент, бороду и вообще он похож на какого-то гнома из серии Dragon Age. В общем, Оскар точно привлечёт к себе внимание.
На всём фоне теряется только главный герой – Джей-Ди. Симпатизировать ему можно только тогда, когда на сцену уже выходит его отец – Маркус. Причём дальше, как правило, следует интересный разговор-драма в духе «отцы и дети».
→ Старые «друзья», но только теперь которые не дают расслабиться в бою. К тому же, играют свою особенную роль в сюжетной линии.
Хочу отметить, что появление старых знакомых героев в Gears of War 4 – это вообще отдельный повод для радости. Старина Маркус Феникс за прошедшие долгие 25 лет изменился лишь немного: если бы не седые волосы, то его бы посчитали ещё молодым. Маркус как обычно отличается своим буйным нравом, как обычно любит отпустить такое «крепкое» словечко, а лицо вместе с голосом словно застыли в некоем одном «брутальном» выражении. Однако в это же время хорошо видно, что внутри у него кипят самые настоящие страсти: обиды, гнев, любовь и даже грусть по ушедшим годам. Иногда, кажется, что его внутренний голос вот-вот вырвется наружу, но, увы, такому не бывать.
Хотя с другой стороны знать то, чем занимался Маркус в мирное время, тоже не особо интересует. Другое дело, что помимо бытовых проблем и грядок с помидорами, он развивал отношения с Коалицией, поэтому имеет новые взгляды на происходящее вокруг, но что самое главное – он приготовил сеть ходов и кучу крутого оружия «так, на всякий случай».
→ Хотя игра и изменилось слабенько, атмосфера присутствует явно другая.
Кстати, Маркус Феликс далеко не единственный персонаж, который появляется в новой истории из прошлого. На самом деле вас ждёт ещё немало довольно эмоциональных встреч. Стоит признать, что в плане фансервиса и вселенной студия The Coalition справилась просто отлично. Так уже в прологе Gears of War 4 даёт посмотреть на значимые события, вроде Маятниковой войны или «E-Day». В конце концов, даже декорации рассказывают многое: о прошлом, о правлении королей и стальных мечах, на которых в своё время сражались.
Хроники войны
Другое дело геймплей Gears of War 4. Суть в том, что первое время отличий от предыдущих частей не видно совсем. Gears of War 4 – это всё такой же позиционный экшен, который чётко завязан на укрытиях, бензопилах и уродливых противниках. Тела героев, баллистическая составляющая, управление, «тайминг» в активной перезарядке, интерфейс – всё выглядит и даже чувствуется так, будто на улице старый, добрый 2006 год, а Gears of War только вышла в свет. В конце концов, даже Рой разлетается на мясные куски и распиливается в точности, как в прошлых частях. В общем, в Gears of War 4 с первых минут чувствуешь себя так, будто ты дома.
Однако вышесказанное не говорит о том, что игровой процесс остался прежним. Студия The Coalition добавила довольно много новых деталей, чтобы хотя бы как-нибудь «разбавить» старенькую механику серии и тем самым сделать бои более увлекательными. Теперь, к примеру, врагов можно будет буквально вытаскивать из укрытий, либо вообще атаковать прямо налету, бодро перемахивая через какие-нибудь завалы.
→ Да, в предыдущих частях старались разыграть какую-нибудь драму и показать настоящие эмоции, но это сделать удалось лишь в Gears of War 4 – именно она шагнула дальше всех в этом плане.
Да и враги не брезгуют всеми этими уловками, поэтому сами могут зайти уже в вашу «зону комфорта», причём с подарками. Они могут забросить гранату, зайти с тыла и просто навязать вам ближний бой. К тому же теперь некоторые укрытия можно разрушить. В свою очередь яркие, красные коконы у Роя служат неким щитом, который защищает их от вражеских пуль и тем самым служит источником проблем. Ведь стоит им только взорваться, как тут же оттуда вылезет ещё одна «пачка» поганых вредителей. В связи с этим приходится частенько перемещаться от одной позиции к другой, регулярно менять укрытие, менять оружие и просто тактически думать.
При этом авторы словно стараются «тасовать» ситуации, врагов и даже условия сражений. Так, например, вначале прохождения Gears of War 4 предстоит сражаться с роботами. Я упомянул их не просто так, потому что их стиль ведения боя, уязвимые места и многое другое – удивляет. Это совсем не те враги, с которыми приходилось иметь дело раньше.
Кого в Gears of War 4 только нет. Например, взять шарообразных врагов, которые стремительно катятся к героям, стараясь «бахнуть» током или взять летающих дронов, прикрывающиеся энергетическими щитами. В конце концов, есть и более крупные, более живые роботы, которые уже могут стрелять из дробовиков. А в случае, если им приходит конец, то они тут же стараются взорваться рядом с кем-нибудь из героев. Вообще, воевать довольно интересно. Бои проходят быстро. В конце концов, когда понимаешь, что роботы уже поднадоели, условия, будто разработчики, зная, в чём дело, меняются.
→ Технологическая сторона Gears of War 4 вас явно не удивит. Тем не менее, некоторые города, которые изобилуют осенней листвой и сопровождаются лунным светом, создают потрясающую картинку.
Оставляют свой след в игре и энергетические бури, которые являются уже неотъемлемой частью послевоенной планеты. Когда начинается буря, то видимость резко ухудшается, по земле начинают бить молнии, пули и тем более гранаты, вообще сносит в сторону. И что самое главное в этом всём – ветер настолько силён, что может поднимать в воздух целые конструкции. Из-за этого разбивая какое-нибудь крепление (забор, например), он тут же отлетит и полетит в какую-нибудь сторону. Так, например, целую груду обломков можно отправить в сторону противника. Картина напоминает боулинг: вы кидаете шар, а ваши враги – кегли.
Следующим на сцену уже «вываливается» тот самый Рой – ещё одна новая сверхсила. И хотя их отличать хотя бы как-нибудь от «саранчи» из трилогии довольно трудно, свой вклад в Gears of War 4 вносят даже они. Парой разработчики разыгрывают сценарий в стиле «Tower Defense», где героям приходится отбиваться от волн наступающих врагов, расставляя так же разнообразные препятствия на их пути. Впрочем, не обошлось и без классического «нужно разделиться», после чего одна часть группы прикрывает с высоты, а другая зачищает дорогу. Однако больше всего приносит удовольствие то, как иногда авторы подбрасывают «большую пушку»: ракетная установка, трёхствольный пулемёт или циркулярная пушка. А учитывая ещё то, что «вражина», как правило, бронированная и поэтому умирают долго, такие моменты рассматриваешь уже как какой-то легальный вид читерства, которому, конечно, радуешься.
→ В игре присутствует всё полюбившееся оружие с прошлых частей. И что самое главное – на своём месте и бензопила.
В результате первая половина сюжетной кампании Gears of War 4 – это просто какой-то праздник. Герои не могут умолчать даже на секунду. Яркие ситуации толкают одну за другой и многое другое. Чего в Gears of War 4 только нет: перестрелки во время бури, ночная погоня на мотоцикле по мрачному лесу, яростная битва в фамильном домике Фениксов с кучей разрушений и большими взрывами.
Впрочем, радуют душу, даже спокойные исследовательские этапы: вам предстоит пройтись по узким улочкам небольшого городка, где с неба будет литься лунный свет, слышаться вдалеке вой или даже, может быть, шаги врага, с которыми вот-вот предстоит столкнуться. Да и в небе витает некая атмосфера такого лёгкого ужаса и загадки … Ведь, что этой ещё за «Рой», откуда он вообще взялся, что ему нужно, да и на что он вообще способен?
И в горе, и в радости
И вот ближе к экватору стало понятно, что «запала» и опыта работа с серией Gears of War всё-таки разработчикам немного не хватило. Так во второй половине прохождения Gears of War 4 с игры начали «вылезать» самые глупые «болячки». Вот, к примеру, парой по одной лишь расстановке препятствий и ящиков с амуницией ясно, откуда будут нападать враги. Тем не менее, иногда патроны разбросаны, как попало: где-то их больше, где-то меньше. И что самое печальное – у геймдизайнеров иногда пропадает чувство меры.
Отдельно хотелось бы выделить четвёртый акт, где герои попадают в непонятные подземелья. В этот момент количество интересных моментов, оригинальных геймплейных ситуаций и тем более шуток, падает просто до нулевой отметки. На смену этим привлекательным моментам приходят довольно однообразные перестрелки. В общем, когда после десятиминутной стычки добираешься до следующей комнаты, где на тебя в очередной раз сваливается огромная «свора» абсолютно тех же врагов, начинаешь от игры уставать.
→ И ещё одним небольшим поводом для радости в новой части может стать новый музыкальный композитор игры – Рамина Джавади. К сожалению, хвалить его не за что, но некоторые саундтреки неплохо подчёркивают атмосферу.
Да и не все представители Роя прям-таки одинаково интересны. Вот, взять, например, до жути разрекламированных «Pouncers», которые должны были на ходу менять свой стиль поведения. На деле же они оказались просто бронированными, жуткими раздражающими, беспорядочными и просто скучными тварями.
Впрочем, практически то же самое происходит и с другими, более крупными тварями. При каждом появлении некоторые виды могут вызывать зевоту и вынуждают ждать, когда же они наконец-таки помрут. Иногда бои сводятся к тому, что необходимо просто находится на безопасном расстоянии и просто стрелять в определённое слабое место противника. То есть никаких интересных тактических моментов, никакого вызова, в конце концов. Причём ещё и помирают эти твари просто непростительно долго.
В итоге
В результате Gears of War 4 обладает просто потрясающим началом и более «скомканной» второй частью игры. Хотя ближе к финальной части сюжетной линии разработчики вновь дают «жару»: на сцену возвращаются давно полюбившиеся персонажи, их сажают за огромных роботов и дают возможность сполна отомстить чудищам Роя.
А вот чего не избежать касаемо Gears of War 4, так это мнения поклонников, которые будут разделены на два условных «лагеря». Первый лагерь будет определённо негодовать, что якобы игра превратилась в некий «конвейер» и не может предложить ничего нового. Второй лагерь будет определённо рад тому, что вышла довольно хорошая (не без минусов) игра.
Пусть это приключение и имеет недостатки, но оно отличное. Однозначно захватывает от начала и до конца, хотя моментами может отпускать. Что же касается русской озвучки, то после плохого опыта с Gears of War: Ultimate Edition от русской озвучки отказались. Так что теперь можно будет сполна насладиться голосом Джона Димаджио, который озвучивал Маркуса Феникса в своё время. И хотя текстовая локализация буквально губит некоторые шутки, смысл этих шуток всё-таки доходит.
Gears of War 4 – это не самая идеальная игра, но это вполне себе достойное продолжение серии. Большую часть в ходе прохождения кампании хочется кричать от восторга, но всё-таки выдержать тот самый высокий уровень на протяжении всей истории, увы, у разработчиков не получилось.