Если вы заметили Darkest Dungeon ещё на этапе «раннего доступа» (год тому назад), тогда уверен, что следили за ней и по сей день. Потому что на тот момент игрушка только начала «обрастать» новеньким контентом. Те не менее, цепляла. Причём не каким-нибудь новым сеттингом или жанром. Всё дело заключается совсем в другом. В основном это касается того, что авторы решили сфокусироваться на совершенно не привычных вещах, к которым по канону жанра стоило бы.
Впечатлила игра качественной, необычайно суровой и в тоже время мрачной атмосферой, что делает приключения в игре более интересным. К тому же жанр Darkest Dungeon определить достаточно трудно, потому что игровой процесс включает в себя элементы «рогалика», многочисленных подземелий и даже пошаговой релевой системы. Однако, казалось бы, что в итоге должна получится какая-то «каша», но нет. Всё настолько гармонично «встроено» и оформлено, что в итоге получился увлекательный игровой процесс. Проще говоря: в игре предстоит прокачивать «пачку» героев, вести бои в пошаговом режиме и изучать случайно генерируемые подземелья.
И поскольку Darkest Dungeon от независимой и мало примечательной студии Red Hook добралась до финальной версии, пришло время делать обзор. Так что, дорогие друзья, это обзор игры Darkest Dungeon и сейчас вы узнаете, что она собой представляет!
Наследник отмоет грехи
Главный герой – наследник очень знатного господина, который покончил свою жизнь самоубийством. Причём после того, как он чисто случайным образом открыл под своим особняком в глубинных катакомбах двери в сам Ад, проводя там неизвестные никому раскопки. Поскольку человеческая глупость просто не знает границ, то думаю, что исход ясен: окрестности заполнили чудища разного рода.
Теперь некогда яркий и процветающий регион превратился в пустошь, тем самым погрузившись в ужасный мрак. Естественно, жить в этих местах больше никто не желает. Но в связи с тем, что вы являетесь наследником – только в ваших силах исправить что-либо. Конечно, для зачистки и борьбы со злом одного человека не хватит, так что придётся взять, по меньшей мере, десяток крепких и сильных бойцов, которые не побояться спуститься в «темнейшую тьму» и там уже покончить с нависшей угрозой.
На этом, собственно и обрывается весь сюжет. И знаете, это даже не какой-нибудь там привычный «Пролог» или «Введение». Потому что именно с этого отрезка сюжета начинает строиться ваша история приключений. И это не какая-нибудь недоработка – так задумано. В центре событий и центре внимания – ваша группа отважных бойцов.
Не стоит ожидать от Darkest Dungeon каких-нибудь интересных и сложных диалогов, до жути продуманных и непредсказуемых сюжетных поворотов, тем более, ярких персонажей. Вся идея и весь интерес к игре происходит именно в подземельях. Сюжет же будет строиться вокруг той картины, которая была нарисована (в прямом смысле) ещё в самом начале, так что за её рамки не уходит.
Задания представляют собой походы в те самые подземелья. Но не подумайте, что якобы игра из-за этого скучная и ничем не примечательная. На самом деле всё совсем наоборот, потому что игра фокусирует своё внимание на случайно генерируемых подземельях и жизни героев, которые решаться отправится туда.
В связи с тем, что сюжет представлен максимально просто и сразу же отходит на второй план, основной целью становится: путешествует к подземелью, которое обнаружил знатный господин и где там же он открыл портал. Путь начнётся с города, который станет основным опорным пунктом для главного героя и его отважных людей, так что там у вас будет доступ к кузнице, лечебнице и даже казарме. В общем, доступ ко всему, что требуется для любого приключения.
Почётная смерть для героя
На самом деле Darkest Dungeon очень тяжёлая игра, причём и это даже сказано как-то мягко. К примеру, в самом начале авторы тут же вас предупредят о том, что в игре важно не то, сколько вы чудищ убьёте, а то, как далеко вы сможете зайти. Причём не победить или вынести чудищ под самый «корешок», а опять-таки как далеко вы сможете пройти.
Тем не менее, это не значит, что игру нельзя пройти. Просто в Darkest Dungeon подводится черта между «хардкором» и «страданьями». Да и в первую очередь будете страдать даже не вы, а ваши наёмники. Им в первую очередь суждено раз за разом спускаться в «пучину тьмы» и каждый раз рисковать своей «шкурой».
И это не просто так. Подземелья Darkest Dungeon служат убежищем не для обычных там личинок, тараканов и скелетов, которых можно закликать с закрытыми глазами. Каждая бойня с чудовищами – это, возможно, смерть или стресс. Только имея хорошо слаженную группу можно выстоять в схватке. Если ваши наёмники не будут дополнять друг друга, тогда вероятней всего, кто-нибудь на первом же повороте возьмёт билет на кладбище в один конец и незамедлительно отправится туда.
Герои в Darkest Dungeon будут постоянно либо умирать, либо «ехать с катушек». К обычной ролевой системе, где имеется привычная шкала здоровья, была добавлена ещё и шкала с «тонким» душевным состоянием, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Обычная, казалось бы, игра с темой о подземельях и чудовищ превратился во что-то вроде психологический хоррор, который раз за разом испытывает ваших наёмников на прочность.
Одно дело, когда игра упирается в тактику, какую-нибудь расстановку и прокачку. Но совершенно другое, когда в дело вступает «система стресса», которая вносит некое смятение в обычную систему прокачки и развития. Тем не менее, сама ролевая часть от этого не меняется, потому что имеется типичная ветка с навыками. Имеются разнообразные улучшения в городе. Есть вещи с разной степенью ценности: белые, зелёные, синие и даже оранжевые. К тому же, каждая вещь относится к определённому классу, то есть имеется разнообразие.
Что касается идеи «стресса», то она заключается в том, чтобы вы поняли: ваши подопечные – это живые люди. У каждого из них есть свой особенный страх, уникальное поведение, болезнь и даже свой собственный взгляд на жизни (иными словами религия). То есть каждый из них чего-то боится. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Так что, только зная о страхах, болезнях, сильных и слабых сторонах – вы сможете одержать победу в бою.
На уровень стресса будет влиять абсолютно всё. К примеру, медленно затухающий факел или даже критическое ранение. Даже самое банальное – нытье остальных бойцов – также будет влиять на эмоциональное состояние. Парой доходит до того, что бойца легче потерять в связи с сердечным приступом, нежели чем его загрызут в какой-нибудь пещере. Тем не менее, они могут так же проявлять и свои сильные стороны. То есть постепенно перед вами вырисовывается образ личности, которая имеет свою предысторию, страхи и уникальное поведение.
Но что самое интересное: негативное эмоциональное состояние одного бойца влияет на всех остальных. И неважно, какой он сильный, и сколько урона будет наносить. Достаточно лишь одному бойцу завопить в бою, как тут же и остальные начнут «дизморалить» в стиле: «Что мы вообще тут делаем? Меня жена дома ждёт!». На словах кажется всё просто. Но когда это происходит в бою, происходит примерно такая картина: эгоисты – ворчат, трусы – прячутся за спины, самолюбивые – атакуют без единого приказа. Иными словами начинается хаос. Если ваши ряды дрогнули, тогда выбраться из подобной психологической проблемы достаточно трудно.
Но не стоит и самому поддаваться стрессам, если кто-нибудь из бойцов погиб. Герои и дальше будут умирать – это норма в Darkest Dungeon. Состав вашей группы будет менять достаточно часто. А вместе с составом и динамика сражений. Те же, кто выжил после очередной зачистки, получали либо очередное расстройство личности, либо вообще психозы, которые влекут за собой всё новые и новые проблемы. К тому же, при первой возможности такие психи могут «топить» свою печаль в вине, либо в необъятной груди очередной шлюхи. Хотя любой из них может вполне попасть в городскую психушку – такое тоже возможно.
И что самое печальное в этой всей системе – вылечить удастся не всех. Проблема простая – дорого. Так что с какой-то частью негативных эффектов придётся просто смириться. Причём остаётся выбрать с какой именно частью и конкретно, для какого подземелья, чтобы всё-таки хоть как-то подготовить группу к походу. Конечно, вылечить можно всех, но тогда и реликвий с подземелий придётся вытащить как можно меньше.
И всё же, стресс не всегда приводит к тому, что ваши герои просто забиваются как мыши в угол, где мочат штаны и молят о пощаде. Вполне вероятно и то, что в один прекрасный момент они с гордостью заявят, что сейчас выбьют зубы очередному монстру. Тем самым вдохновляя всех остальных на подвиги и битвы. В такие моменты мне всегда хочется кричать от радости, потому что только так вы можете увидеть настоящей героизм.
Этот город погряз в ворах и шлюхах
О стрессе было сказано очень и очень много, так что давайте я перейду ко второй важной части игры – к развитию города. Как указывалось выше: время от времени вы сможете посещать город. И не только ради того, чтобы в очередной раз развлечься с какой-нибудь дешёвкой – всё ради того, чтобы развивать свои владения и всячески улучшать их.
Причём развивать свои владения в ваших же интересах, потому что за развитие владений вы будет получать доступ к более качественной и лучшей амуниции, к лучшим воинам и даже умениям, которые откроются после. И делается всё это не за деньги, а за фамильные реликвии, которые вы сможете собирать в подземельях. В этой системе есть свой плюс – у вас не возникнет привычная для ролевых игр дилемма «лечить или строить».
На самом деле придавать малое значение этой части игры нельзя и более того – будет настоящей ошибкой. Грамотное развитие в первую очередь нужно для того, чтобы побеждать в подземельях, а без правильной одёжки и прокачки сделать это нельзя. К тому же, за ошибки в развитии, строго не наказывают, потому что обратно за ресурсами сходить в подземелье можно без какого-либо труда, дураков в таверне всегда хватает.
Мой любимый «рандом»
Вот, наконец, я добрался и до игровой механики, которая в Darkest Dungeon представлена в качестве шансов и вероятности. Всеми известный «рандом» в игре присутствует во всех важных аспектах, так что системе случайных чисел будет отдана практически вся игра. Чего касается «рандом» в игре? В первую очередь подземелий, врагов, ловушек и наград. Далее «рандом» касается уже ударов, используемых предметов, умений и защиты. То же самое касается и вашего противника.
Самыми главными параметрами в Darkest Dungeon стали: вероятность и шанс. Это, пожалуй, самые главные параметры, которые предстоит развивать вашим героем, чтобы хоть как-то минимизировать появления промаха и прочего. Ведь если кто-то из ваших бойцов будет просто «дико» мазать, далеко вы не пройдёте.
К большому сожалению, «рандом» – это неотъемлемая часть игры, так что большая часть сражений, можно сказать – плохо контролируется. Тем не менее, «рандом» вписался хорошо. Помимо того, что он создаёт острую атмосферу, каждый раз подчёркивая мрачность игры. Каждое новое прохождение тоже станет уникальным, и каждый раз будет преподносить свои интересные сюрпризы.
О том, что изменилось и не изменилось
На самом деле с момента «раннего доступа» минусы не исчезли. К примеру, остался слишком большой шанс промаха по противнику и слишком высокий критический урон от противника. Остались также и другие проблемы связанные с «рандомом» и игровым процессом: враги расставлены слишком плотно, враги практически всегда непроходимы и слишком часто они начинают уничтожать ваш провиант.
И что самое интересное – это не все проблемы. Можно перечислить ещё десяток минусов игрового процесса. Тем не менее, нельзя сказать, что баланс не был, подтянут совсем. Его подтянули, но частично, к примеру, жуки не смогут теперь отправить всю вашу группу в могилу, хотя это теперь смогут сделать другие противники. Либо вообще Босс, НО в очень плохом настроении.
Есть кое-какие проблемы и с интерфейсом. Например, нет линейки с инициативой, которая показывала бы все доступные ходы ваших бойцов или ходы противника. Так что, иногда смотря на экран, на самом деле в шоке от того, как противник ходит на две клетки вперёд и как вообще работает система ходов. А всё дело в том, что этого разработчики не учли. И кстати, подобных, спрятанных минусов очень много, потому что авторы попрятали или замаскировали их, тем не менее, в связи с огромным количеством сюрпризов, играть очень даже интересно.
Что касается того, что было добавлено, то тут всё просто: утроенный игровой контент, новые трудности, враги, Боссы, новые артефакты и даже герои. К тому же, начало теперь будет более простым, а финал очень трудным. И что самое главное – есть перевод, который «покрывает» практически всю игру, что позволяет вдоволь насладиться игровым процессом.
На протяжении всего приключения вас будет сопровождать закадровый голос. Незримый помощник явно стал свидетелем того, что происходило в давно покинутом поместье. К тому же, весь этот стиль только придётся сюжетной истории депрессивную стилистику, ещё раз подчёркивая атмосферу игры. В визуальном плане Darkest Dungeon преобладает готический и очень мрачный стиль.
В итоге
Чем сильна Darkest Dungeon? В первую очередь мрачной и неповторимой атмосферой. Она очень густая и практически ни с чем несравнимая, поэтому заставляет, как минимум проникнуться в тот ужас, который происходит и с трепетом наблюдать за тем, как парочка отважных воинов движется к своей цели, либо к своей погибели. В этой игре по-настоящему ощущаешь острую нехватку лучей и каких-нибудь добрых слов, которые мы так привыкли слышать в играх, отправляясь в очередное путешествие. От местных декораций вполне может бросить в дрожь, а от стрессов героев, волнение.
Тем не менее, сама игра к героям относится лишь как к настоящему мясу, заставляя вас привязаться к ним, а потом также неожиданно отпустить их. И всё же, даже в этом плане складывается своё уникальное и неповторимое приключение, которое наполнено эмоциями, криками ярости, ужасными тварями и страшной смертью. От каждого шага замирает сердце, потому что никогда не знаешь, что или кого встретишь дальше. Никогда не хочется терять бойцов, особенно после того, когда ты понимаешь, что ты их обувал, одевал, кормил, лечил, прокачивал и давал им развлекаться, дабы поднять боевой дух.
На самом деле Darkest Dungeon – это уникальная на сегодняшний день инди-игра, которая поможет вам осознать свои ошибки. Понять, что вам дорого, а что нет. Как правильно нужно действовать в той или иной ситуации. Как правильно построить грамотную тактику и как необходимо реагировать на ту или иную ситуацию. И не забывайте о том, что сух пайков, факелов и лопат в Darkest Dungeon много не бывает!