Экшн «Аркхем Сити» хотя и реже признается лучшей игрой 2011 года, чем Skyrim, но имеет даже более высокую среднюю оценку. Помимо наград две игры объединяет свобода, которой в них пользуется игрок. Эта свобода подразумевает не только возможность отвлечься от основной сюжетной линии и отправиться куда глаза глядят, ввязываясь в приключения.
Воля
Свобода в «Аркхем Сити», как и в Skyrim, означает простор. Хотя ваша тяга к странствиям здесь ограничена пределами не провинции, а крупного городского района, в котором Бэтмен чувствует себя очень вольно. За многие архитектурные детали зданий вроде балок, декоративных статуй и карнизов можно цепляться крюком и быстро перемещаться на тросе (как коллега Бэт-меиа Спайдермен на своей липкой паутине). Когда Бэтмен в очередной раз застынет на коньке крыши, как каменная горгулья, и вы начнете крутить камерой в поисках следующей точки зацепа, у вас каждый раз будет захватывать дух.
Готэм-Сити (частью которого является район Аркхем) - огромный и живой: ввысь уходят небоскребы (похоже, они выше, чем самые высокие здания в нашем непридуманном мире), между небоскребами парят дирижабли и снуют стрекочущие вертолеты, а на облака проецируется символ нашего героя. Все так, как мы видели в кино, - и даже красивее. На ощущение живущего города работает радиоперехват: благодаря одному из своих гаджетов Бэтмен в автоматическом режиме пеленгует и прослушивает радиопередачи, полицейские и злодейские переговоры. Радиоперехват содержит массу полезной информации: «Кажется, кого-то держат в подвале суда. Босс говорит, он псих»,и так далее.
Канон
Аркхем Сити - искусственно созданное городское гетто Готэма, населенное преступниками и психопатами - настоящий серпентарий. Здесь обитают отборные, если можно так выразиться,человеческие отбросы. Знаменитые суперзлодеи ведут себя артистично и убедительно настолько, что вы не будете чувствовать особой вины, отвешивая им лишний пинок после победы. Подручные суперзлодеев и независимые мелкие уличные делинквенты тоже симпатий не вызывают. Освобожденные заложники, а также честные полицейские и журналисты на таком фоне воспринимаются почти как родственники; эмоциональное вовлечение в процесс борьбы с преступностью происходит очень быстро (уж очень убедительно все благодарят вас - то есть, этого верзилу в черном).
Впрочем, «верзилой» Бэтмена называть не совсем правильно: хотя он высок ростом и массивен, а его удары сокрушительны (не только для людей, но и для мощных стен), стиль этого героя - не идти напролом, а хитрить. Удивительно, до какой степени гейм-плей «Аркхем Сити» и бэт-канон подходят друг другу. Если вы хотя бы краем глаза видели любой фильм про Бэтмена, то наверняка помните нелюбовь героя к огнестрельному оружию. Потому что без стволов - интереснее. Бэтмен бросает иод ноги группе вооруженных автоматами врагов дымовую гранату, почти мгновенно взмывает на балку под самым потолком - и тихо-тихо крадется по ней, пока бандиты паникуют и ищут его по темным углам. После этого герой бесшумно планирует им за спину на плаще-крыле или эффектно атакует с лета - и снова отправляется наверх прятаться в тени.
Стиль
Эффектность вообще является главной чертой схваток в «Аркхем Сити». Они хореографичны: ваши судорожные нажатия на кнопки в большинстве случаев будут превращаться в плавные, связанные между собой движения мастера рукопашного боя. Очередной моб-стер получит, в зависимости от ситуации, коленом, кулаком или локтем с разворота или попадет в захват. Перед проведением завершающего приема камера предусмотрительно переключится на крупный план.
Естественно, большая часть атак имеет неповторимый бэт-колорит - например, хлестание оппонентов плащом или метание «бэтарангов» (острых предметов, больше похожих не на бумеранги, а на используемые ниндзя *звездочки»-сюрикены). Колоритность постоянно нарастает по мере набора Бэтменом опыта. При взятии очередного уровня вы по своему усмотрению выбираете новый зрелищный бэт-на-вык или бэт-гаджет - например, способность призывать себе на помощь рой летучих мышей. Можно выбрать что-нибудь менее эффектное, но полезное - например, новую броню, лучше защищающую Бэтмена от больно ранящих его пуль.
«Режим детектива» дает тактическое преимущество над вооруженными до зубов врагами.
«Режим детектива», включающийся нажатием одной клавиши, очень гармонично вписывается в бэтменовский стиль. По сути дела, это легальные подсказки - высвечиваются слабые места стен, следы злодеяний, точки, за которые можно зацепиться крюком. Но все обставлено... профессионально: Бэтмен деловито сканирует и анализирует, и вы чувствуете себя Холмсом, Пуаро и Дюпеном в одном лице. (Впрочем, никто из этой троицы не умел рисовать светящимся взрывчатым гелем изображения летучих мышей.)
Недостатки в «Аркхем Сити» может найти разве что большой поклонник Кристофера Нолана (и при этом ненавистник Берто-на и/или Шумахера). Хотя игру многое связывает с новейшими фильмами про Бэтмена - например, намеки на то, что действие происходит в некой параллельной современности (где, в частности, есть смартфоны) - делаются стилистические реверансы в сторону старых фильмов, а также классических комиксов. Многие злодеи пришли в игру именно оттуда, минуя большой экран; однако их сделали не менее выразительными, чем популяризованных фильмами персонажей. Для того чтобы вы не запутались в антигероях, в игре есть встроенная энциклопедия; статьи снабжены портретами, психологическими профилями и датами дебюта каждого персонажа в графических новеллах.
Итог
Игра, заслуживающая звания лучшей в 2011 году наравне со Skyrim, основанная на схожих идеях, но делающая акцент на других аспектах геймплея и выполненная в другом стиле. Если вам нравится стелс-экшн, саспенс и нуар-детек-тивы (а также фильмы с красивыми драками) - не пропустите «Batman: Аркхем Сити».