В Crusader Kings 2 игроки окунутся в насыщенную атмосферу средневековой феодальной жизни. Концепция поменялась. Руководить на этот раз нужно не государством, как обычно, а династией. Перед нами проработанная до мелочей, реалистичная модель средневековой Европы.
Игра начинается 1066 годом. Как всегда, пользователь волен выбрать, какой территорией он хочет управлять. Мы можем начать историю за обычного герцога или графа и постепенно прийти к вершинам власти или с самого начала выступать в роли одного из монархов и с каждым игровым годом расширять свои территории.
Военной победы в играх данной серии нет. К окончанию времени игры наше государство просто выходит вперед по различным объективным показателям. Это и делает серию очень глубокой и интересной, заставляющей всерьез просчитывать каждый ход, благо вариантов решения проблемы бесчисленное множество и развиваться мы можем по своему индивидуальному пути. Если все игры Paradox требуют хороших навыков управления, то новая стратегия в этом отношении еще сложнее.
Надежность и прочность государства зависит в Crusader Kings 2 от отношений с конкретными персонажами. Их здесь множество, и у каждого из них, как в хорошей RPG, много важных характеристик и черт. У любого властителя или вассала есть враги, друзья, склонности и тайные интересы. Нужно вовремя разгадать намерения каждого, использовать правильных людей, ставя их на нужные места. Против нас будут строить тысячи заговоров, которые нужно успевать раскрыть. И сам игрок создает коварные планы против конкурентов и соседей. Все происходит, как в реальности. За любым событием скрываются конкретные личности и характеры.
Просто так напасть на соседа не получится. Для притязания на чужую территорию нужен формальный повод. При этом сильно помогает и любовь католической церкви к крестовым походам. Отлучение врага от церкви послужит хорошим предлогом для нападения. Церковь выступает здесь серьезной силой, решающей многое. Не обойтись без дипломатических хитростей и тонкой политики.
К нашим услугам министры, которые занимаются и разведкой, и придумыванием причин для захвата чужих земель, исследованием технологий. У них есть свои амбиции и цели. Для того чтобы продолжить династию и укрепить отношения с полезными людьми, нужны выгодные браки. Число провинций, которыми мы можем непосредственно управлять, ограничено, поэтому с расширением территории важно выбрать лояльных наместников.
Придворные регулярно обращаются к игроку с различными просьбами, сообщениями. С одной стороны, это помогает отслеживать ситуацию, но, когда сообщений становится слишком много, это и мешает.
Непосредственно управлять войсками в сражениях в серии нельзя. Мы продумываем лишь стратегию, но и это уже очень много. Армия игрока составляется из отрядов ополчения и наемников. Количество войск ополчения ограничено на каждой территории, зато число наемников определяется теперь лишь денежными возможностями.
В Crusader Kings 2 добавлено много новых элементов. Лучше оформлены ландшафты карт, портрет каждого персонажа подробно прорисован и меняется с возрастом. Система характеристик и отношений между героями максимально детализирована. Для советников доступно множество спецзаданий, тщательней продумана экономика, появилась возможность сговоров. Интерфейс, создаваемый компанией на протяжении многих лет, как всегда, очень удобен и понятен. Crusader Kings 2, возможно, лучшая стратегия от Paradox Interactive, очень глубоко раскрывающая тему Средневековья и феодализма.